МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»

Светлана Далибо
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника

Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущают неуверенность в себе и нуждаются в поддержке. Перед нами стоит важная задача – помочь дошкольникам до поступления в школу преодолеть в себе застенчивость, робость, необоснованную стеснительность, воспитать у них самостоятельность, умение адоптироваться в различных ситуациях.

Основной задачей физкультурно-оздоровительной работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трё х направлениях:

Публикация «Консультация для педагогов „Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников“» размещена в разделах

1) укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоравливания;

2) формирование положительных эмоций и чувств;

3) воспитание оптимистического мироощущения.

Оздоровительный бег (дозированный) – дать детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег проводится с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.

Оздоровительные пробежки проводятся не менее 2 раз в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м, малоподвижным – 1 круг.

Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.

Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения, стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты) :

– при выборе дистанции для бега учитывается состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;

– все дистанции для бега размечены (длины полукруга и одного круга);

– бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;

– нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;

– после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;

– в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).

Дыхательная и звуковая гимнастика – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Аутотренинг – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.

Во время выполнения учить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.

Не спешить заканчивать релаксацию.

Дети могут полежать, если им хочется.

Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).

Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.

Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:

Массажетерапия – это точечный массаж. Лучше всего начинать с массажа «Ритуал каждого дня». Жизненно активных точек нашего тела. Во время сна замедляются все процессы. Из состояния сна в положение бодрствующих надо выходить постепенно, плавно. Сначала следует обеспечить головной мозг кислородом. Этому способствует дыхательная гимнастика. Затем делаем гимнастику для пальцев, постепенно нагружать более крупные суставы опорно-двигательного аппарата. Отлично активизирует работу всего организма стимуляции подошв ног с помощью массажеров, катания шариков или просто походить босиком. Во время умывания обязательно промывать (3–4 раза) полость носа. Перед завтраком полезно выпить немного жидкости (чай, кофе, молоко, вода) – это подготовит органы желудочно-кишечного тракта приёму пищи.

Классический контактный расслабляющий массаж, проводится руками.

Смехотерапия. Ускоряет выздоровление, помогает справляться с трудностями, сохранять душевное равновесие оптимизм. Их не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством. Смех позволяет полностью расслабиться, вот почему от смеха иногда падают.

Игротерапия. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимых последствий.

Цель игровой терапии – утверждение уникального «Я» ребёнка, его самоценности; служить интересам детей.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки, происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса, упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями или музыкально – дидактическая игра подвижного или хороводного характера.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений, подвижные игры, танцы.

Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с детьми оказывают упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки:

– помогают принимать правильное исходное положение;

– способствуют осознанию работы двигательного старта;

– укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

– формируют навыки построения и перестроения.

Можно использовать следующие группы упражнений без музыки.

Упражнения на развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети учатся регулировать степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, чувствовать, где сильно напряжены мышцы, уметь их снять. Упражнения на развитие «мышечного чувства» помогают ощутить возможный размах движений в суставах, создать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперёд (назад) перед началом ходьбы, бега.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: мышц шеи; мышц плеча; кистей рук; мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активируют их работу, четкость, размах движений.

Психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т. д.

Такие реакции встречаются у детей с неврозами, легкими ЗПР, а также у детей практически здоровых. Основной акцент в психогимнастики сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств.

С помощью предлагаемого материала по психогимнастике детей обучают азбуке передачи эмоций – выразительным и разнообразным движениями. В основном используется бессловесный материал, и очень важно педагогу уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений. Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения используют не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенные в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой "Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.

Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм»Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм» «Воспитание интереса к физкультурным занятиям через нетрадиционные формы физкультурных занятий» В нашем районе каждый год проходит конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 17:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Далибо (УИ 139649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД