Анастасия Затрутина
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Цель: проинформировать педагогов о традиционных и нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОО с целью обеспечения оптимизации преемственности в воспитании ребёнка в детском учреждении и в семье.
Публикация «Консультация для педагогов „Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
Взаимодействие педагогов и родителей в ДОО осуществляется в разнообразных формах - как традиционных, так и нетрадиционных.
К традиционным формам относят :
- Родительские собрания. Они бывают групповые и общие. Общие организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы и т. д. Проводятся заведующим. Предусматривают выступления родителей. Проводятся 1 раз в 2-3 месяца. Здесь выносятся основные вопросы, касающиеся данной группы.
- Беседы. Их цель: оказание родителям помощи по тому или иному вопросу воспитания.
- Консультации. Близки к беседам, но отличаются тем, что здесь педагог стремится дать квалифицированный ответ.
- "День открытых дверей". Является достаточно распространённой формой работы, даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами. После экскурсии заведующий или методист беседуют с родителями, отвечают на их вопросы.
- Наглядная пропаганда. Это целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, методами воспитания в ДОО. К информационной пропаганде относят : правила для родителей, распорядок дня, объявления, папки-передвижки, тематические стенды и выставки и т. д.
К нетрадиционным формам относят :
- Родительские конференции. Их цель: обмен опытом семейного воспитания. На конференции может выступить специалист. для конференции выбирается определённая тема.
- "Круглый стол". Проводится с целью обсуждения с родителями в нетрадиционной форме актуальных проблем воспитания. Обязательно участие специалистов.
- "Душевный разговор". Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы. Могут приглашаться специалисты.
- Спортивно-массовые мероприятия.
- Утренники и чаепития.
- "Мастер-класс". Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в воспитании детей. Предварительно воспитатель даёт тему нескольким родителям и поручает каждому провести небольшой "урок". В конце собрания подводится итог.
- Организация совместной деятельности родителей и детей. В совместной деятельности дети могут осуществлять такие действия:
• двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения)
• предметные (с дидактическими игрушками и материалами)
• манипулятивные (с природными материалами)
• игровые (подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-конструктивная игра)
• изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация)
• коммуникативные (общение с родителем, педагогом, сверстниками)
Родители на совместных занятиях также реализовывают действия:
• учебные (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений)
• педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)
• рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий)
• изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком)
• коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)
- «Наглядно-информационные» формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
• родительские уголки
• папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
• семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»
• библиотека – передвижка
• фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные»
• фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни»
- Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
• праздники «День Матери», «День рождения»
• развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
• спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»
• вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
• совместные проекты «Моя семья»
• выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей»
• выставки семейных коллекций, реликвий «Вот так наряд»
• спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д.
• совместные походы «В мир прекрасного»
• экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. В этих же мероприятиях мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку (например, в игре «Устами младенца»). Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: родители поддерживают педагогов и откликаются на их предложения и начинания. А педагоги, в зависимости от изменений социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов, должны менять формы и направления работы детского сада с семьёй.