МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Одаренные дети в детском саду и в семье»

Лора Кротова
Консультация для педагогов «Одаренные дети в детском саду и в семье»

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ

Одаренные дети – это особенные дети. Каждый одаренный ребенок уникален во всех своих проявлениях, но уникален по-своему, и поэтому воспитатели и родители должны быть особенно внимательны к тому, как и в чем проявляется уникальность их подопечных.

Например, один ребенок хорошо читает, но умением считать ничем не отличается от сверстников. Другой обладает прекрасными музыкальными или художественными способностями, но в иных видах деятельности не блещет.

Публикация «Консультация для педагогов „Одаренные дети в детском саду и в семье“» размещена в разделах

Вывод 1-й: Мы обязаны определить сильные и слабые стороны каждого ребенка и составить программу, соответствующую его интеллектуальным способностям и потребностям.

Одаренные дети весьма критически к себе относятся и порой сами составляют о себе очень несимпатичный образ Я.

Вывод 2-й: необходимо помочь им приобрести реалистическое представление о себе. Это в высшей степени важно: реакция близких взрослых значит для таких детей очень много. Несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и, например, весьма средними двигательными навыками, может так сильно огорчать ребенка, что в конце концов и приведет к формированию негативной Я-концепции. Поэтому взрослые должны играть важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка, но результаты могут получиться наилучшими, только если семья и педагоги работают в тесном контакте.

Программа для одаренного ребенка должна включать разнообразный учебный материал, отвечающий его интересам, потребностям и уже имеющимся навыкам. Вывод 3-й: Одаренный ребенок должен иметь возможность общения с такими же одаренными детьми. (Дополнительное обучение в различных развивающих центрах, школах искусств). Это дает ребенку шанс найти соответствующую ему среду.

Итак, программы обучения и воспитания для одаренных детей должны:

- обеспечить детям самостоятельность

- развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности

- совершенствовать продуктивное мышление (творческое, критическое,

абстрактно-логическое).

- стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих общепринятые взгляды.

- поощрять продуктивную деятельность с использованием различных материалов,

способов и форм

- формировать стремление к самопознанию и к самопониманию

- учить адекватно оценивать результаты собственного труда, поощрять работу по

самосовершенствованию.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ должны обеспечить функционирование мыслительного процесса (творческое, критическое, абстрактно-логическое мышление). На высоком уровне самостоятельности. Методы проблемного обучения с опорой на имеющийся у ребенка опыт. Организационные методы: сопровождение специалистами на каждом витке развития ребенка, доверительная беседа со взрослыми и сверстниками, диагностика интеллектуального развития ребенка, создание благоприятной предметной среды и т. д.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ одаренного ребенка должны вызывать живой интерес к познанию темы.

К УСЛОВИЯМ относятся проблемность и диалогичность обучения.

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДАЖЕ ПОДГОТОВЛЕННОМУ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПЕДАГОГУ ТРУДНО ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ПО СПОСОБНОСТЯМ И СОСТАВИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИХ РАЗВИТИЯ, А НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПЕДАГОГ ВООБЩЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ЭТО СДЕЛАТЬ.

ЧТОБЫ СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ, надо определить ее структурные составляющие, то есть глобальную тему, обобщения и тематические разделы из разных дисциплин. После того, как будут определены основные структурные составляющие программы, формулируется цель, которая предполагает указание на мыслительный процесс, содержание обучения и форму представления результатов изучения данной части программы.

СХЕМА: Мотив

Процесс

ЦЕЛЬ: Содержание

Способности

Результат

Програмы не должны ограничиваться лишь развитием когнитивных способностей. Когнитивная сторона обучения неотделима от коммуникативной. Эти стороны одинаково важны, и взаимодействие между ними способствует полноценному развитию личности.

В коммуникативную сферу входят Я-концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия. Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием наиболее полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка, а педагог обязан помочь детям составить позитивное представление о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к любым их высказываниям и поощрения их деятельности.

Учитывая то, что Я-концепция начинает складываться уже в раннем возрасте, одаренные дети именно в этот период должны быть обеспечены адекватной поддержкой в данном отношении.

Чтобы одаренный ребенок мог стать успешным членом группы, он должен обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества; поэтому специалистам следует формировать у ребенка способность взаимодействовать с окружением в соответствии с социально-принятыми нормами, а также умение считаться с чувствами и потребностями других людей, сострадать и помогать им.

Сверхчувствительность одаренных детей к окружающей среде, обостренное восприятие ими своих достижений и неудач, динамическая связь между эмоциональным настроем и способностью к саморегулированию говорят о том, что коммуникативное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении и воспитании одаренных детей.

Основные задачи коммуникативного развития: обеспечение формирования адекватной Я-концепции, развитие чуткого отношения к людям и навыков социального взаимодействия.

Важно, чтобы РОДИТЕЛИ одаренных детей осознавали, что правильное семейное воспитание является основой хорошего образования. Педагог проводит такую работу с родителями, которая должна обеспечить им подготовку, необходимую для стимулирования потенциальных возможностей ребенка, а также его эмоционального развития. Способствовать улучшению психологического климата в семье; снижать тревожность в общении детей с педагогом, взрослым, сверстниками; развивать у детей такие качества, как общительность, активность, способность выражать свои положительные эмоции, умение вызвать доверие.

Программа обучения одаренного ребенка позволяет достичь лучших результатов, если за ходом ее реализации следит педагог, имеющий специальную подготовку и опыт работы с одаренными детьми. А родителям и специалистам важно сотрудничать, чтобы договориться о целях, которые ставят перед ребенком и путях их достижения. Неотъемлемой частью программы для одаренного ребенка должна быть система ее оценки: - в какой мере ребенок достигает поставленной цели; - довольны ли родители программой? - каковы ее слабые места?

Только тогда, когда существует четкая система оценки программы, специалисты и родители могут судить, отвечает ли она потребностям ребенка и добивается ли он необходимых результатов.

КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ПЕДАГОГ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ?

• Быть доброжелательным и чутким.

• Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их

потребности и интересы.

• Иметь опыт работы в учреждениях для детей дошкольного возраста или

взаимодействия со своими детьми.

• Обладать высоким уровнем интеллектуального развития, а также широким кругом

интересов и умений.

• Иметь помимо педагогического второе образование (юридическое, экономическое,

филологическое, музыкальное и т. д.)

• Быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением

одаренных детей.

• Обладать живым и активным характером, чувством юмора, крепким здоровьем и

жизнестойкостью.

• Иметь специальную послевузовскую подготовку к работе с одаренными детьми и

быть готовым к дальнейшему повышению квалификации.

• Быть сдержанным, в меру строгим, воспитанным и порядочным.

ПОЗИТИВНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ – важнейшее качество педагога, работающего с одаренными детьми. Позитивная Я-концепция педагога прямо связана с его доброжелательным отношением к детям.

ЗРЕЛОСТЬ (не тождественна возрасту) означает «достигаемое в процессе развития полное раскрытие своих способностей». Характерной чертой и профессионально, и эмоционально зрелых педагогов является то, что они четко осознают свои цели и задачи. Зрелые педагоги обладают обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения и всегда могут найти подход к любому ребенку.

ЧУТКОСТЬ, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других имеет особое значение при обучении одаренных детей., ведь они ранимы, чувствительны, склонны ставить перед собой непосильные задачи и, если не удается их разрешить, огорчаться. Педагогу, работающему с такими детьми очень важно уметь вникнуть в причину их беспокойств и помочь справиться со своими чувствами. Такая поддержка помогает детям развивать способности и одновременно справляться с встающими перед ними проблемами. Педагог, обучающий одаренных детей, должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, учитывая их, вносить изменения в процесс обучения. Вполне очевидно, что участие родителей и семьи в целом является важнейшим элементом в деле обучения одаренных детей. В задачу же педагога входит не только признание этого очевидного факта, но и умение выработать эффективные пути совместной работы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Лего-конструирование в детском саду» Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В.

Консультация для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду Консультация для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ. Театр в детском саду надо делать ни для того, чтобы в результате получилось.

Консультация для педагогов «Проекты в детском саду» Жданова Светлана Васильевна старший воспитатель Введение - Добрый день, уважаемые педагоги! Одной из главных задач современной системы.

Консультация для родителей «Метод проектов в детском саду и семье» Уважаемые родители, всем вам хорошо известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду напрямую зависит.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и в детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения.

Консультация для родителей в детском саду «Математическое развитие детей в семье» В автобусе или трамвае часто можно слышать, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная.

Консультация для родителей в детском саду «Математическое развитие детей в семье» В автобусе или трамвае часто можно слышать, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная.

Презентация для педагогов «Одаренные дети» Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность в детском саду Пахомова Н. И., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 189», Метальникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Одаренные дети в детском саду и в семье»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 20:16
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД