Наталья Аноприенко-Стерхова
Консультация для педагогов «Особенности проявления детской агрессивности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. С давних пор многих ученых-психологов интересует проблема
проявления агрессии у детей. Под словом «агрессия» мы понимаем
«нападение», которое выражается в гневе, злобе, крике, драке. Частое
проявление агрессии негативно влияет на психическое состояние человека.
Находясь в постоянном стрессе, человек перестает адекватно оценивать
ситуацию, что приводит к постоянным конфликтам и проявляется у детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности проявления детской агрессивности“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Практика показала, что в каждой группе детского сада имеются
дошкольники, у которых негативные формы поведения выражены ярче, чем
у детей, и лишь деятельности педагога недостаточно для их преодоления.
Здесь необходимо подключить к работе специалиста-психолога, который
использует специальные методы психокоррекции и психотерапии для
создания предпосылок улучшения поведения и взаимоотношений
дошкольников, развития у них элементов позиции ненасилия. Многие
видные ученые занимались проблемой агрессии : Волкова Е. М., Фурманов
И. А., Степанов С. С., В. Леви, а также зарубежные психологи:
Д. Ричардсон, Д'Лешли, Р. Берон и другие.
Путем проведения многократных экспериментов, наблюдений им
удалось выявить определенные факторы, которые способствуют развитию
агрессии у детей. Они установили, что дети черпают знания о моделях
агрессивного поведения из трех основных источников:
1. Семья - она может одновременно демонстрировать модели
агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
2. Агрессивности они обучаются при взаимодействии со
сверстниками.
3. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на
реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи, но и на
символических. Плюс ко всему негативное влияние оказывают средства
массовой информации.
Но ведущее место, конечно же, занимает семья. Агрессивные дети, как
правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями
огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарного воздействия вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитаются силовые методы, особенно физические наказания, что побуждает детей вести себя агрессивно по отношению к родителям. Психологи Геттинг и Мак-К арти отмечали, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполноценных семей. Из семей, в которых царит атмосфера безразличия к чувствам ребенка, часто сочетающаяся с физическим наказаниям и незаинтересованностью в жизни ребенка. Именно поэтому важно изучение ранних влиянии на становление агрессивности, так как поведение человека в детстве позволяет надежно предсказать его поведение в зрелые годы. Чем раньше начать работу по искоренению агрессивных форм проявления, тем больше вероятности привести поведение ребенка в норму и повлиять на его дальнейшее развитие и общение.
Занимаясь проблемой агрессивности, Д. Лешли выделила не только
физическую, но и устную агрессивность (вербальную). По ее мнению
агрессия у детей часто проявляется в оскорблениях, дразнилках, брани.
Большинство воспитателей озабочены именно бранью в детском саду часто из-за опасения, что остальные дети будут подражать сквернослову, а родители, зачастую в силу своей необъективности, будут допытываться и требовать объяснений именно у воспитателя. Поэтому Лешли советует не обращать внимания на словесные нападки детей адресованные взрослым, но очень важно разобраться с эмоциями, которые побудили ребенка к таким речам.
Психолог Г. Паренр в своей книге «Агрессия наших детей» раскрывает причины агрессивности у детей. Его исследования подвели нас к выводу о том, что агрессия проявляется в различных формах у любого ребенка, даже у маленького. По его мнению все формы агрессивности имеют
одну черту: они вызываются попытками контролировать ситуацию,
воздействуя на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего
окружения, включая и близких людей.
Г. Паренс выделил две главные формы агрессии :
1. Недеструктивная - настойчивое самозащитное поведение,
направленное на достижение цели. Она проявляется с первых месяцев жизни у ребенка. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя.
2. Враждебная деструктивность - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим. Г. Паренс, так же как и Д. Ричардсон и Р. Берон считает, что родители играют далеко не последнюю роль в преодолении чрезмерного агрессивного поведения ребенка. Самое главное, что необходимо усвоить родителям - это научиться уважать ребенка и уметь
разбираться в психологических особенностях детского поведения.
Г. Паренса подтверждают выводы русского психолога И. А. Фурманова. Он также подтверждает исследования и теорию английского психолога и считает, что агрессию у детей можно наблюдать уже с раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти в исключительно импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это вспышками гнева, злости, сопровождается криком, брыканьем. И хотя такие реакции ребенканеприятны, все же они не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокировка желаний. Очевидно, что это состояние вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации, беспомощности. В более позднем возрасте наблюдается использование детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленны и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Конфликты между «обладать» и «отдавать». Опыты работы показывают, что подавляющее большинство детей 1, 5 - 2 лет добровольно не отдают собственные игрушки или делают это только уступая
авторитету родителей, но с явной неохотой, обидой или плачем. Исходя из этого можно предположить, что ребенок включает собственные вещи во внутренние границы своего «я» и рассматривает их как части самого себя. Нетерпеливое отношение родителей к любым проявление открытой агрессии, может побудить к формированию у ребенка символических форм агрессивности, таких как фырканье, упрямство, непослушание. В результате многократных опытов, апробации разработанной Фурмановым методики «коррекция нарушений поведения у детей» были выделены четыре формы проявления агрессии, четыре категории детей:
1) дети, склонные к проявлению физической агрессии.
Удалось установить, что физическая агрессия преобладает у активных,
деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью,
решительностью, склонностью к риску, все это подкрепляется хорошо
развитыми лидерскими качествами; эти дети действуют импульсивно и
непродуманно, способны на нечестность и ложь.
2) дети, с проявлениями вербальной агрессии.
Этих детей отличает выраженная психическая неуравновешенность,
проявляющаяся в высокой тревожности, чувствах неуверенности,
беспокойства. Для этих детей характерна депрессивность, неспособность владеть своими эмоциями.
3)Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.
Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль;
они редко задумываются о причинах своих поступков. Они стремятся к
немедленному удовлетворению своих желаний, потребностей, не считаются с обстоятельствами, нормами морали.
4) дети, склонные к проявлению негативизма.
Этих детей отличает ранимость и впечатлительность. Основными чертами их характера являются эгоизм, самодовольство, самомнение,
раздражительность, подозрительность. Повышенная чувствительность ко
всему, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста. Вместе с тем, они рассудительны, обдумывают и взвешивают каждое слово, консервативны и отдают предпочтение традиционным взглядам, что ограждает их от лишних переживаний и ненужных конфликтов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской
агрессивности показал, что психологи как отечественные, так и зарубежные отмечают важность решения данной проблемы, решение которой они видят в устранении предпосылок, способствующих проявлению агрессивного поведения у детей.
Вывод:
В заключении, рассматривая общую характеристику агрессивности и ее
проявления у дошкольников, можно отметить, что ученые выделяют разные причины агрессивного поведения детей.
Все ученые едины во мнении, что характер семейных отношений
отрицательно сказывается на психике ребенка. Особенно уязвимы в этом
плане дошкольники и младшие школьники.
Важным аспектом семейных отношений является стиль семейного
руководства. Зарубежные авторы считают, что вседозволенность и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессии.
Телевидение стало источником знаний об агрессивном поведении.
Бесконтрольный просмотр фильмов - боевиков, ужасов, приводит к
долговременным стрессам. Многие родители жалуются на плохое засыпание детей, нежелание вставать утром. Специалисты считают, что это связано с длительным пребыванием детей у телевизоров. Как отмечает Д. Фонтана, есть опасения формирования притупления чувствительности у детей к проявлению жестокости в реальной жизни, так как установлено, что дети до 1О лет не понимают условности происходящего на экране.
Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в
поведении агрессивных тенденций, позволил выделить общий компонент -
насилие. Его проявляют взрослые по отношению к детям, сверстники, им
насаждается масс-медиа. Как правило любое нарушение берет свое начало из конкретной среды, которую создаем мы - взрослые. И для того, чтобы впоследствии не удивляться поведению и действиям своего малыша, стоит внимательно посмотреть на себя. Кто, как не мы показывает ребенку личный пример эффективного поведения, поэтому недопустимы необоснованные вспышки гнева при ребенке или нелестные высказывания, о чем мы порой забываем.