Получи документы

Консультация для педагогов «Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду»

Екатерина Яковлева
Консультация для педагогов «Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду»

Первые три года жизни ребенка выделяют в особый период, называемый периодом раннего детства.

Общая характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет показывает, что этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Есть 3 фундаментальных жизненных приобретения ребенка в раннем детстве: 1) прямохождение (обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации); 2) речевое общение (позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре); 3) предметная деятельность (непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения). Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду“» размещена в разделах

В целом, конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей раннего возраста были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками. В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства, главным образом, входят следующие разделы:

1) соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

2) правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др. ;

3) проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

4) создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности.

Но кроме всего, в воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, поскольку у детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков.

Особенности воспитания детей раннего возраста очень хорошо описаны В. Н. Аванесовой [1, с. 4].

Воспитание детей 1-го года жизни.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года. Так и режим дня, задачи и методы воспитания меняются поквартально.

1. С рождения до 3 месяцев необходимо:

* с первых недель с детьми часто, ласково и с улыбкой разговаривать;

* в часы бодрствования давать возможность двигаться свободно и заниматься с игрушками, соответствующими их возрасту;

* перед каждым кормлением и укладыванием спать, нужно систематически класть ребенка на живот, для развития умения поднимать голову;

* для поднятия эмоционального тонуса, недолго держать ребенка на руках;

* показывать ребенку разные игрушки, но немного и не в руки (это рассеивает его внимание и вызывает утомление).

* не приучать к укачиванию и другим методам скорейшего засыпания.

2. От 3 до 6 месяцев желательно:

* больше разговаривать с детьми, поддерживая радостное настроение и вызывая ответные звуки (важна интонация взрослого);

* благоприятная акустическая обстановка в помещении – относительная тишина (развитие слухового анализатора, становление речи);

* развивать навык брать и держать игрушку;

* помогать в освоении ползания;

* учить переворачиваться со спины на бок, на живот, и обратно на спину;

* правильно организовать условия бодрствования – от 1,5 до 2 ч в манеже.

3. От 6 до 9 месяцев можно:

* в обращении применять строгий тон (запрет) и ласковый тон (поощрение);

* предоставлять возможность свободного передвижения – в манеже, а затем отгородив часть групповой комнаты барьером и утеплив пол;

* побуждать вставать на ножки, передвигаться на них, стимулируя интересной игрушкой и ласковым голосом;

* расширять интерес ребенка к окружающей обстановке;

* способствовать развитию тех навыков, которые дети не могут освоить без помощи взрослых, особенно для укрепления костно-мышечной системы;

* подкреплять другими интересными для ребенка раздражителями (например, звуком) в качестве эффективных приемов обучения различным действиям.

4. От 9 месяцев до 1 года требуется:

* больше уделять внимания, ласково обращаться с ними, больше заниматься (потребность в общении со взрослым);

* не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка (игры с игрушками, ползание или ходьба, держась за разные предметы и т. п.)

* устраивать для детей совместные игры с двумя или несколькими детьми, приучая их правильно относиться друг к другу, оказывать взаимопомощь;

* многократно повторять одни и те же слова для понимания их ребенком;

* создавать ситуации, которые бы способствовали бы развитию умению ходьбы (перемещение игрушек, расстановка мебели и т. д.);

* проводить с детьми специальные занятия, игры и развлечения с воспитательной целью (развитие наглядно-действенного мышления, произвольности, мелкой моторики рук, координации движения глаз и рук);

* в часы бодрствования следить за правильным использованием игрушек и пособий, предупреждать появление простых манипулятивных действий с ними (постукивание и т. п.);

* в обучении: метод пассивных движений, затем побуждение по слову в сочетании с показом, затем – только по словесному указанию;

* приучать к опрятности (с момента самостоятельного сидения).

Воспитание детей 2-го года жизни.

Со 2-го года жизни программа воспитания в детском саду предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца, а по полугодиям, поскольку темп психического и физического развития ребенка снижается.

* в 1-м полугодии дневной сон 2 раза: по 2—2,5 и 1—1,5 ч; после полутора лет один раз: 2,5—3 ч (в течение месяцев);

* малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3—4 человека; дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе;

* важна организация специальных условий бодрствования: подвижные игры, гимнастические упражнения, регулировать двигательную активность;

* обучать обращению с дидактическими игрушками и орудийным действиям;

* прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить, в противном случае – заменяется сном на свежем воздухе (в холодное время).

Воспитание детей 3-го года жизни.

Особенности воспитания детей в данном возрасте заключаются в следующем:

o речь и поведение взрослых, особенно членов семьи, имеет важно значение;

o необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности (в том числе к преодолению небольших препятствий);

o необходимо подбирать наиболее полезные игры занятия для развития у него координации движения, точности, ловкости и других ценных качеств.

o помогать детям научится заканчивать одно дело и только потом переключаться на другое и хвалить детей за их старания;

o побуждать больше говорить, обучать их новым словам и новым действиям;

o приучайте к организованности и аккуратности;

o помнить, что внимание у них недостаточно развито – их нельзя перегружать сложными заданиями, но требовать выполнения простых.

В целом, развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что воспитание детей раннего возраста так же, как детей более старшего возраста, включает физическое, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание. Однако в силу особенностей периода раннего детства конкретные задачи и методы их осуществления различны от таковых для детей старшего возраста. К примеру, при воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами (маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.) С учетом этой особенности, в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально. А знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Главной задачей на современном этапе является сохранение здоровья и интеллекта нации, что невозможно без решения центральной проблемы развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания.

Использованная литература:

1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Электронный ресурс]. Статья : Воспитание детей раннего возраста / В. Н. Аванесова. — М., 1968. Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/6/0092/index.shtml?from_page=15

2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Н. М. Аксарина. — М. : Медицина, 1977. Режим доступа : http://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html

3. Воспитание детей раннего возраста – с рождения до 3 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://zdorovejka.ru/index.php/vospitanie-detej/338-vospitanie-detej-rannego-vozrasta-s-rozhdenija-do-3-let.html

4. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста : анализ программы дошкольного образования / Т. М. Горюнова. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

5. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс] : учеб. : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования. / Р. С. Немов. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php

Публикации по теме:

Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста «Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста» Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог. К. Д.

Адаптация детей раннего возраста в детском садуАдаптация детей раннего возраста в детском саду При поступлении ребёнка в ДОУ происходит ломка стереотипов, что создаёт для него стрессовую ситуацию. Адаптация у каждого ребёнка проходит.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» «Особенности развития детей раннего возраста». Ранний возраст (второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям» Речь играет огромную роль в жизни любого человека, как взрослого, так и ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему строить.

Консультация для родителей «Постоянство и единство воспитания детей раннего возраста» Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих.

Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду» Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого.

Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду»
Опубликовано: 31 июля 2016 в 14:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД