Безрукова Светлана Анатольевна
Консультация для педагогов «Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих насекомых. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности насекомых, не умеют внимательно, долго наблюдать за ними и делать выводы.
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Насекомые. Консультации для родителей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Приступая к работе по формированию у детей представлений о насекомых и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что дети уже знают. Это можно сделать, проводя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет насекомое, которое узнал (задание для малышей, рассказывает, какое оно (задание для ребёнка среднего возраста, классифицирует, например, по принципу «кто плавает, ползает, бегает, прыгает» (задание для детей старшего возраста).
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о насекомых и дидактические игры в вечернее время.
Все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книг, которые заинтересовали детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения насекомых, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.
Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:
а) его можно организовать в обстановке, естественной для насекомых, где они ведут себя свободно, непринуждённо;
б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения насекомых, которые становятся объектами длительного изучения;
в) оно способствует непосредственному общению с насекомыми (покормить, потрогать).
Наблюдение за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях, а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Для этой цели используются утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.
С детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий. Это даст возможность хорошо рассмотреть насекомого, понаблюдать за ним более длительное время, выяснить, как дети усваивают знания и правила обращения с насекомыми.
Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы дошкольникам, являются наиболее контрастными представителями своего класса, имеют ярко выраженные особенности внешнего вида и способов передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочек - павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии.
Хорошо знакомое насекомое целесообразно сравнивать с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых. Такой характер наблюдения подготавливает детей к решению в будущем более сложной умственной задачи: выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.
В подготовительной группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно отбирать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.
Опираясь на усвоенные знания, следует ставить новую цель: обогащать представления дошкольников о пользе насекомых, развивать у ребят способность классифицировать животных.
Роль слова в ознакомлении с насекомыми
Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т. д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово - всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребёнка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; чётко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсий; определять место обобщений, выводов, указаний.
Среди опосредованных приёмов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении, насекомых, приспосабливаться к среде обитания. Рассказ является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на способах защиты насекомых.
Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединёнными в виде ширмы. На них изображены насекомые в естественных условиях обитания.
Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали её самостоятельно. С помощью воспитателя старшие дети готовят ширмы с картинками о различных насекомых.
Маленький ребенок изначально не питает никакого, ни отрицательного, ни положительного отношения к представителям класса насекомых. Это отношение формируется у него в дальнейшем сначала под воздействием слов и эмоций взрослых по отношению к насекомым, потом под воздействием и собственного негативного или положительного опыта в общении с насекомыми. В дошкольном детстве закладываются основы определенного типа отношений к животным. Так, например, страх перед насекомыми во взрослой жизни зачастую обусловлен тем, что в раннем детстве ребенок имел негативный опыт общения с каким-либо отдельным насекомым. Изначально же ребенка интересуют насекомые как нечто неизвестное, как интересный и необычный объект их изучения.
Заключение
Интересные насекомые есть везде, в любой климатической зоне нашей страны. Иногда можно показать и рассказать детям о насекомых, которые не характерны для той местности, где находится детский сад, но типичны для другой климатической зоны и привлекают своей жизнью, внешним видом, повадками. Так у ребят проявляются первые симпатии к насекомым, желание больше знать о них, привычка заботиться о живом существе.
При отсутствии интереса к животному миру ребёнок не может образно выразить словом свои впечатления. Поэтому активная творческая работа детей может быть расценена не только как результат их знаний, но и как показатель сформированности познавательного интереса, который при определённых условиях способствует поиску новой информации о насекомых. Дети как бы другими глазами смотрят на окружающий мир, начинают относиться к живым существам бережно, заботливо, с любовью.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Защита насекомых, необходима для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней, для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Литература
1. Дерябо С. Д. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М. : Смысл, 2000.
3. Эйнштейн М. Этюды о природе. - М. : "Знание". //Человек и природа. – 1989. – № 11
4. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
5. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004.
6. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
7. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
8. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
9. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа [Текст] - М. : ЦГЛ, 2004.
10. Золотова Е. Н. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст]// Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1988. - 159 с. : ил.