Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Применение бихевиористических техник в консультировании»

Наталия Нестерова
Консультация для педагогов «Применение бихевиористических техник в консультировании»
▼ Скачать + Заказать документы

Применение бихевиористических техник в консультировании

Продолжаем цикл статей с описанием техник консультирования, чтобы вы могли эффективнее решать свои профессиональные задачи. В октябре – описание и примеры техник из бихевиористического подхода. Они будут полезны, когда вам нужно устранить нежелательные симптомы поведения: например, когда у ребенка энурез, он постоянно грызет карандаши или боится червяков, а у взрослого – навязчивые мысли о своей неполноценности или болезненное стремление к чистоте.

Публикация «Консультация для педагогов „Применение бихевиористических техник в консультировании“» размещена в разделах

Когда вам нужно исправить неадекватное поведение ребенка или взрослого и сформировать навыки полезного, «хорошего» поведения, используйте бихевиористический подход. Он будет уместен, когда поведение мешает общаться или работать, провоцирует конфликты, становится навязчивым. Рассказываем о трех современных техниках этого направления : систематической десенсибилизации, жетонной системе и аверсивной терапии. Для каждого приема есть примеры из практики.

Чтобы устранить простые фобии, бывает достаточно 2–4 сеансов, для более сложных понадобится до 10–12 встреч

Техника систематической десенсибилизации

Используйте технику систематической десенсибилизации, чтобы корректировать страхи. Суть метода – постепенно снижать устрашающий характер стимула. В ходе работы организовывайте условия, в которых ребенок или взрослый встречается с пугающим стимулом в ситуациях «по нарастающей» – от абсолютно безопасных к очень пугающим. При этом постоянно создавайте позитивные подкрепления. Работа по технике приводит к тому, что у консультируемого формируется новый условный рефлекс. Постепенность встреч со страхом позволяет научиться вырабатывать формы, чтобы преодолевать его, ведь чувствительность к стимулу постепенно снижается. Техника систематической десенсибилизации включает в себя три этапа: на первом вы знакомитесь с симптомом, затем обучаете ребенка или взрослого релаксационному приему и постепенно предъявляете ему пугающий стимул.

Например, «Света боится червей». К педагогу-психологу обратилась воспитательница старшей группы и попросила помочь Свете. Девочка так боялась дождевых червей, что во время прогулок в пасмурные дни почти все время плакала: во дворе червей много. Во всем остальном Света была успешной девочкой: популярной у сверстников, развитой, симпатичной. Некоторые мальчики хватали на улице червей и бежали с ними к Свете – они воспринимали это как игру с приятной девочкой. Воспитательница устала от «червивых войн» и рева и хотела, чтобы Света могла гулять спокойно. Педагог-психолог пригласила девочку в кабинет и расспросила об ее страхе. Света со слезами рассказала, что очень боится червей и всех существ без лапок. По ее словам, она боялась их всегда. Вместе с педагогом-психологом она нарисовала несколько червей, затем согласилась слепить червя из пластилина. Она выбрала нежно-сиреневый оттенок пластилина и сказала, что получившийся червяк «даже немного милый». Педагог-психолог предложила сделать его еще милее. Девочка добавила червяку глазки и пятнышки. Педагог-психолог перешла ко второму этапу.

Обучение релаксационному приему. Обучите ребенка или взрослого любому релаксационному приему в спокойных условиях. Обратите внимание: детей и подростков учите кратким техникам. Чем младше ребенок, тем проще должна быть техника. При этом сами ведите себя успокаивающе: поддерживайте, одобряйте, не торопите, будьте рядом.

Например, «Света учится успокаиваться». На первой же встрече педагог-психолог научила Свету простому релаксационному приему: медленно дышать, при этом крепко сжимать, а затем полностью расслаблять кулаки. Она назначила следующую встречу через два дня и попросила девочку за это время тренироваться выполнять релаксационный прием. На второй встрече педагог-психолог предупредила Свету, что им предстоит играть с червями. «Настоящими?» – с беспокойством спросила девочка. Педагог-психолог показала, каких червей приготовила к занятию: из бархатной бумаги, пластилинового, тканевого, набитого фасолью, резинового, а также сиреневого червяка, которого Света сделала на первой встрече. Педагог-психолог сказала, что нужно дышать и сжимать и разжимать кулаки, как они научились в прошлый раз, и играть.

Постепенное предъявление пугающего стимула. Предъявляйте пугающий стимул и одновременно просите применять релаксационный прием. Начните с легкого соприкосновения с пугающим стимулом и двигайтесь к встрече с ним в полную силу. Например, если ребенок боится собак, сначала предложите ему посидеть рядом с игрушечным щенком, взять его в руки, потом пройти по улице мимо маленькой собаки и не ускорить шаг, и, наконец, выйти на собачью площадку, где бегает много больших собак с открытыми пастями.

Например, «Света берет игрушку-червя домой». Из работы с группой педагог-психолог знала, что Света любит игры с домиками и обустройством быта, и вместе с девочкой они решили строить домики для червей. Света легко играла со всеми червями, кроме резинового, – тот был натуралистичным, и девочка его избегала. Тогда педагог-психолог взяла его и «детским» голосом от его имени захныкала: «А у меня нет домика! Я одинокий червячок. Уродливый, противный червяк». Света тут же воскликнула: «Ты не уродливый! Я просто тебя боюсь! Я сделаю и тебе домик». Педагог-психолог играла за червяка, а девочка обустроила ему домик с особой нежностью. На следующем занятии снова играли с этим червяком. В играх он приобрел характер – добрый, несмышленый малыш, который мало знает о мире и задает смешные вопросы: «А это что?»«Это карандаши». – «Съедобно?»«Нет». – «А это съедобно?»«Это пластилин, не съедобно, это чтобы лепить!» – Света смеется. Педагог-психолог предложила взять игрушку и пройтись по двору, посмотреть, нет ли там еще червяков. Света согласилась. Она сказала, что ей уже почти не страшно, но взять живого червяка в руки она не может. Во время прогулки педагог-психолог голосом червяка просила девочку показывать ей двор и задавала смешные вопросы от его имени. Света несла его в руках и все ему рассказывала. Она попросила взять червяка домой на денек и показать маме. Его купили специально для занятий, поэтому педагог-психолог от его имени рассказала девочке, что червяк хочет быть ее домашней игрушкой. Света на той же прогулке показывала игрушке живых червей. Группа радостно поддерживала ее. Страх ушел. Педагог-психолог провела игровое занятие через неделю и встречи через три недели и через два месяца. Страхов не появилось.

Преимущества и критика бихевиористического подхода

Популярность бихевиоризма связана с его эффективностью в том, чтобы избавиться от симптома и развить желаемое поведение. Его критикуют за то, что при этом может сохраниться причина симптома. Однако на первых этапах работы часто бывает важно именно устранить симптом. Это относится к случаям, когда поведение человека навязчивое, мешает ему общаться или работать, провоцирует конфликты.

Жетонная система

Метод жетонной системы поможет, когда надо закрепить у ребенка новый навык. Его суть в том, что взрослые вознаграждают детей за нужное поведение с помощью жетонов – символического вознаграждения. В результате у дошкольников формируется условный рефлекс путем подкрепления. Эту технику можно применять для группы и в индивидуальной работе.

Индивидуальный вариант. Составьте список поведенческих актов, которые взрослые ждут от ребенка. Вознаграждайте ребенка жетоном каждый раз, когда он ведет себя правильно. Для этого купите готовые мотивационные значки, например, «Достигайка», «Похвалята», или создайте собственную систему значков и медалей в зависимости от целей работы. Чем чаще ребенок следует правилу, тем больше жетонов он получает. Обратите внимание: жетон нужно выдавать незамедлительно после того, как ребенок правильно себя повел. Через оговоренный период времени – например, неделю или месяц – ребенок может обменять жетоны на предметы или возможность заняться приятным для него делом.

Например, «Дима не хочет читать». Шестилетний Дима не хотел учиться читать. Педагог-психолог вместе с мамой мальчика изготовила жетоны – кружочки из плотного красного картона. Каждый раз, когда мальчик садился читать сам, занимался чтением с мамой или воспитателем, он получал жетон. Он мог обменять накопленные жетоны на награду – ее педагог-психолог и мама выбрали вместе с Димой. Пять жетонов можно было обменять на час любых занятий по его усмотрению; десять – на большую веселую прогулку с мамой в парке с кормлением уток, аттракционами и играми; 20 жетонов – на подарок в пределах 500 рублей; 30 жетонов – на желанный набор Lego. Дима мог обменивать жетоны понемножку или накапливать их. В течение месяца мальчик опробовал все варианты наград. За это время благодаря тренировке навыка Дима перестал относиться к книгам негативно и начал с удовольствием читать сам.

Для детей включайте в работу элементы научения через наблюдение. Пригласите сверстника, который будет выполнять действия, которых боится ребенок, и при этом не испытывать страх

Групповой вариант. Предложите воспитателям использовать жетоны в группах детского сада, когда им нужно, чтобы все дети овладели навыком или выучили правило. Педагогам понадобятся одинаковые привлекательные предметы, которые будут получать те дети, которые выполняют правило. Изготовьте жетоны из картона, полимерной глины или используйте небольшие легкие предметы – например, одинаковые маленькие открыточки, одинаковые кружочки из набора счетного материала, кусочки яркой тесьмы 2 см на 1 см, небольшие камешки или крупные фасолины, окрашенные акриловой краской.

Например, «Воспитанники учатся убирать вещи». Дети в младшей группе должны были научиться складывать вещи в шкафчики. Не все это выполняли. Воспитатель торжественно раздала тем детям, которые уже овладели этим навыком, красивые медали из картона. На медалях был аккуратный шкафчик и надпись «Я убираю свои вещи». Воспитатель сказала группе, что первые умельцы уже получили медали, и теперь она будет неделю наблюдать, кто еще убирает вещи в шкафчик. Тот, кто этому научится, тоже получит значок.

Публикации по теме:

Применение нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности с детьми с ОНРПрименение нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности с детьми с ОНР Общее недоразвитие речи проблема у детей дошкольного возраста в наше время достаточно распространенная. Именно поэтому процесс обучения.

Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования»Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования» Нетрадиционные техники рисования имеют большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Однако я не забываю о необходимости.

Фотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском садуФотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду Большое внимание в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять приобретению детьми сенсорного и сенсорно - моторного опыта. Акцент.

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования»Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования» Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов «Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях»Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов «Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях» Цель: Расширение представления педагогов о применении интерактивного оборудования на логопедических занятиях Задачи: Уточнение возможности.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Применение бихевиористических техник в консультировании»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 20:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Применение бихевиористических техник в консультировании»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Нестерова (УИ 10742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД