Яна Игоревна Питулина
Консультация для педагогов «Рекомендации воспитателям по оформлению и оснащению музыкальных уголков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка»
п. Горноправдинск»
«Рекомендации воспитателям по оформлению и оснащению музыкальных уголков»
Публикация «Консультация для педагогов „Рекомендации воспитателям по оформлению и оснащению музыкальных уголков“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
Составитель: музыкальный руководитель
Питулина Я. И.
2022
Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, а точнее развиваются математические способности. Психологами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей.
Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непрерывной образовательной деятельности, на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.
Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий : в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем : какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем. Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке. С целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.
Музыкальный уголок – это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Это создание музыкально предметно – развивающей среды, которая состоит из трех блоков:
• Восприятие музыки
• Воспроизведение музыки
• Музыкально – творческая деятельность
Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей.
Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье детей, позволяет выявить творческие способности каждого ребёнка, развивать эстетический вкус.
Требования к оформлению музыкального уголка и размещению музыкальных инструментов :
1. Оптимально – удобное расположение.
2. Учёт возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка.
3. Безопасность.
4. Доступность оборудования музыкального уголка для детей.
5. Разнообразие оборудования музыкального уголка.
6. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.
7. Возможность переноса оборудования в другие места.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей, которые требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. Как оформить музыкальный уголок? При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды (навесные полки не рекомендуются). На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты : барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) должны находится вне досягаемости детьми. Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1 раз в квартал обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование, новые музыкально – дидактические игры, самодельные музыкальные инструменты.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.
Верхний уровень – для воспитателей.
Нижний уровень – для детей.
На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон, и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.).
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
• Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, куколка и т. д.).
• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки, свистульки.
• Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубны, барабанчики.
• Не озвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, гитарки и т. д.).
• Атрибуты к музыкальным подвижным играм : флажки, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки, цветочки, лепесточки, кувшинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости).
• Ширма настольная с перчаточными игрушками, куклами-перчатками.
• Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
• Музыкальные иллюстрации к песням и музыкальным произведениям для слушания, которые могут быть выполнены в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
В группе необходимо завести отдельную папку с файлами, куда вкладываются листы, с распечатанным текстом песни. Это нужно для того, чтобы воспитатель систематически повторял с детьми тексты, разучиваемых песен на НОД. Музыкальный руководитель обеспечивает всем материалом группу, т. е. распечатывает, приносит на группу, говорит, что повторить. Дополнительно к папке с текстами идёт папка для сценариев и детских стихов. Материалом обеспечивает музыкальный руководитель, приносит на группу.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:
• Металлофон, шумовые инструменты для детского оркестра (погремушки, колокольчики, треугольники, трещотки, бубны, бубенцы, шейкеры, а также предусматривается использование самодельных музыкальных инструментов.
• Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню).
• Доска из ватмана или магнитная доска.
• Музыкально-дидактические игры : «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
• Атрибуты к подвижным музыкальным играм : «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
• Ленточки, цветные платочки, султанчики, листочки, цветочки, грибочки, бабочки, кувшинки и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону)
• Ширма настольная и набор игрушек.
• Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
СТАРШАЯ ГРУППА
Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
• Погремушки, бубны, барабаны, треугольники, трещотки, колокольчики, гитарка, бубенцы.
• Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта, свирель, гармоника)
• Иллюстрации по теме: «Времена года», «Явления природы»
• Музыкальные самодельные игрушки (Дети и родители с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)
• Музыкально-дидактические игры : «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
• Атрибуты к подвижным играм (например, обручи, скакалки, резиночки, мячики)
• Рисунки или аппликации детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям, которые им полюбились.
• Настольная ширма и ширма по росту детей с куклами – перчатками для музыкального театра.
• Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к танцам, песням, которые исполняются на мероприятиях в детском саду.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
Музыкальные инструменты : маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны,
• Портреты композиторов (русские и зарубежные)
• Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях или детские раскраски.
• Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки. Вместо пособия «Эмоции» можно использовать определённые цвета (цветные картонные карточки, которые расскажут нас о настроении произведения (жёлтый-коричневый, красный-чёрный и т. п.)
Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.
Воспитатель может провести анализ музыкального уголка по критериям :
• соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;
• разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;
• разнообразие фонотеки;
• внешняя привлекательность.
Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление. То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций : когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению. Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают. Если воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, то он должен стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.
Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.