МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие. Как организовать в группе детского сада»

Оксана Геннадьевна Федотова
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие. Как организовать в группе детского сада»

Рассмотрим сенсорику как процесс восприятия различных воздействий, которые поступают к нам из внешнего или из внутреннего мира. Еще сенсорику можно рассмотреть как физиологический процесс, т. е. значит сенсорика-это функция нервной системы, которая отвечает за восприятие-запаха, цвета, вкуса, прикосновений, положения тела, различных ощущений и в процессе восприятия участвуют различные сенсоры, это наши органы зрения, органы слуха, органы вкуса, органы обоняния, кожа, вестибулярный аппарат и многие другие.

Из чего состоит сенсорная система

Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное развитие, Как организовать в группе детского сада“» размещена в разделах

. Сенсорная система состоит из органов чувств, эти органы чувств называют рецепторы. Рецепторы воспринимают информацию, затем существуют нервные волокна или проводящие пути. По нервным волокнам импульсы, которые мы получили доставляются к обрабатывающему механизму сенсоров-мозгу. Самый важный отдел в сенсорной системе-это мозг, как раз в головном мозге и обрабатывается информация, которую и получают наши сенсоры-органы чувств. Именно в мозге и формируется образ того, что мы воспринимаем. У человека существуют две сенсорные системы, внешняя и с ней все понятно, мы ходим, чувствуем температуру, слышим, можем руками ощутить текстуру окружающих нас предметов. Благодаря внешним чувствам мы узнаем об окружающем мире. Еще у нас существует внутренняя система, эти система дает нам информацию о том, как мы реагируем на окружающий мир, его воздействия. Благодаря внутренним чувствам у нас замедляется или учащается дыхание, убыстряется сердцебиение, мы испытываем возбуждение или успокоение, радость. Также у нас такой замечательный орган как вестибулярный аппарат- он помогает нам изменять положение тела, удерживает равновесие, управлять своими движениями и координировать. Также вестибулярный аппарат управляет движениями глаз, когда мы обследуем предметы, он управляет движениями губ и языка, когда мы кушаем, когда мы пережевываем пищу и говорим. Он управляет движениями рук, когда мы ощупываем предметы. Можно сказать, что информация, которые мы получаем от различных предметов и явлений, сохраняется у нас в различных отделах мозга, благодаря чему у нас формируются целостные образы.

Например, сейчас я скажу вам слово Яблоко и у каждого из вас есть свой опыт восприятия яблока, попробуйте, ощутить каждый для себя его цвет, вкус, вес, форму, вспомните какие чувства вы испытывали, когда прикасались к яблоку, насколько гладкой или шершавой была его кожура, какая она была по температуре, какой был его черешок по ощущениям, вспомните ощущения во рту, когда вы откусывали яблоко, как выделялся сок, какое оно было мягкое, хрустящее. Можно представить себе как пишется слово яблоко, мы слышим как оно звучит, мы можем узнать яблоко в закрытыми глазами среди других предметов, мы можем вспомнить свои ощущениям от того, как мы срывали яблоко. Просто представьте мы рассматриваем яблоко, а какое разное количество ощущений воздействуют наши органы чувств, какая разная информация отпечатывается в нашем мозге, когда мы всего-навсего смотрим на такой простой предмет, как яблоко. Такое количество образов и ощущений формирует сенсомоторный интеллект. Что же это такое?

Сенсомоторный интеллект помогает нам жить в мире и использовать полученный от органов чувств опыт. Итак, для того чтобы у нас и ребенка был хороший сенсомоторный интеллект нужно создавать условия, чтобы сенсомоторный опыт был более полным. Создание условий для насыщения сенсорных ощущений-прикосновение к различным поверхностям, вдыхание аромата, различные зрительные впечатления от цвета, формы, величины, объема-это и есть понятие такого слова как сенсорный интеллект.

Для чего нужна сенсорная интеграция?

Ребенок, у которого полно и объемно формируются представления об окружающем мире легче адаптируется к различным условиям, чувствует себя уверенно и комфортно. Чем насыщеннее сенсорный опыт ребенка, тем более прочные связи образуются у него в коре головного мозга, тем эти связи устойчивее, тем лучше формируются новые связи и, следовательно, ребенок лучше и быстрее усваивает новые знания. Сенсорную интеграцию можно обеспечивать и детском саду. Т. к. ребенок прожил меньше и его опыт телесных, звуковых, слуховых, вкусовых ощущений, конечно, меньше чем у взрослого. Как ребенок может получить опыт перцептивных ощущений (опыт ощущений от суставов, мускулов и соединительных тканей) это дать возможность ребенку разнообразно двигаться-бегать, прыгать, поднимать тяжести, бросать, толкать какие-то предметы, подтягиваться и таким образом ребенок получать представление о возможностях и границах своего тела, научается двигаться координировано и чувствовать свои движения. Казалось бы тут участвуют только двигательные сенсоры, но нет в движении участвует и слух, зрение и конечно, вестибулярный аппарат.

Как связаны вестибулярный аппарат и слуховой опыт? Как дать возможность ребенку получиться слуховой опыт-это дать возможность ребенку слушать-в первую очередь слушать классическую музыку, слушать различные звуки природы, пение птиц, шум дождя и т. д. Но важно не просто слушать, а эти звуки называть, соотносить с тем, что ребенок видит, т. к. чем больше органов чувств задействовано для получение информации, тем более прочные знания он получает. Также нужно давать ребенку слушать бытовую звуки, играть на муз. инструментах, учить ребенка извлекать звуки из всего, что может звучать-по-разному звучать бутылка и банка, бутылки, которые по-разному наполнены водой. Можно с ребенком играть в отгадывание звуков, чем я постучала-ложкой по стакану или по чашке, по деревяшке или по металлической посуде. Например, насыпать крупу в две одинаковые бутылочки-это что сейчас гремит-фасоль, а сейчас-пшено. Это все утоньшает слух ребенка и учит ориентироваться его в окружающем мире.

Для получения зрительного опыта-важно упорядочить зрительную среду, т. к. у некоторых детей яркие цвета вызывают раздражение, у других возбуждение, иных же наоборот нужно яркими цветами стимулировать, очень важно, то, что мы создаем вокруг ребенка. Еще очень важно ходить с ребенком и рассматривать, знакомить его с цветом, формой и размером, рисовать красками, карандашами, смешивать различные краски и цвета.

Хотелось бы коснуться такого понятия как обонятельный опыт, это ощущения запаха, это одна из самых древних структур, которая нас объединяет с животными, и хотя мы сейчас меньше внимания уделяем обонянию, но оно очень влияет на нашу нервную систему. Обонятельный опыт тоже нужно расширять-нужно нюхать цветы, как пахнут деревья, как пахнет листья, кора. Можно также отгадывать различные запахи-создать коллекцию запахов-корица, кофе, ваниль, мята, цитрус, можно предлагать ребенку тот или иной запах, если ребенок перевозбудился или переутомился.

Перейдем ко вкусовому опыту-это чувство вкуса, чувствуем текстуру пищу. Отгадай по вкусу-пробовать различные овощи и фрукты. Обсуждать и сравнивать по вкусу кашу гречневую и кашу рисовую.

Теперь я хочу подробнее остановиться на работе вестибулярного аппарата. Есть такой психолог Джейн Айрес она в своих наблюдениях пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы у ребенка обусловлена состоянием вестибулярного аппарата. Что делает вестибулярная система -она организует и координирует ощущения, которые поступают от наших органов чувств. Повторюсь, что нервная система отвечает за язык нашего тела, за невербальное общение-за мимику, за различные телодвижения. Еще нервная система координирует движение глаз, движения языка, когда мы произносим слова. Еще отмечено, что у детей, у которых идет задержка развития речи-чаще всего наблюдается задержка развития вестибулярного аппарата. Дети обычно сами неосознанно стараются развить свой вестибулярный аппарат-они обожают валяться в снегу, кататься на качелях, каруселях.

Вестибулярный аппарат очень взаимосвязан с нашими эмоциями. Это можно заметить и на себе, когда мы танцуем, изменяем положение тела, на сколько у нас меняется в положительную сторону настроение.

Дети сами обычно просят о вестибулярном опыте-ребенок обычно чувствует что ему нужно простимулировать, детям больше нужно крутиться, прыгать, качаться, и получают они от этого не только развитие, но и массу положительных эмоций.

Благодаря тактильной системе ребенок получает осязательный опыт, опыт прикосновений. Тактильная система отвечает за распознавание тепла и холода, боли, давления, прикосновения, помогает различать текстуру-мягкое, пушистое, гладкое, шершавое, колючее. Как развивать осязание-бегать босиком, играть в водой, рисовать пальцами, жевать разную по текстуре пищу, пить газированную и обыкновенную воду, пробовать теплую и холодную еду, дотрагиваться до всего, до чего только можно-перебирать крупы, играть с различными по консистенции жидкостями. Также не забывать, что тактильная и вестибулярная система связаны-поэтому обязательно гладить ребенка и обнимать, тискать и прижимать к себе, можно писать и рисовать пальцем на спине. Очень помогает развивать тактильные чувства-это играть в песком. Находить предметы в песке, строить из мокрого песка, пересыпать песок, эти игра успокаивает детей.

Российские ученые разработали сенсомоторную коррекцию. Она основана на восстановлении деятельности различных структур головного мозга, чаще всего восстанавливается деятельность ствола мозга, мозолистое тело и лобные доли. Человек, с которым занимаются сенсомоторной коррекцией выполняет определенные упражнения, через движения восстанавливается структуры в головном мозге, закрепляются различные телесные навыки и движения. В доступную для нас сенсомоторную коррекцию входят пальчиковые игры, важно, чтобы ребенок освоил движение одной рукой, потом другой, потом только симметрично двумя руками. Также сюда относятся хлопки разной интенсивности, перекрестные хлопки, игры с хлопками друг другу по ладоням. Эти движение (особенно перекрестные и симметричные) они восстанавливают такую структуру в мозге-мозолистое тело. Оно передает информацию из одного полушария в другое. У нас выполняя эти упражнения улучшается восприятие, внимание, память и активизируются многие психические функции.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Как правильно организовать родительское собрание» «Как правильно организовать родительское собрание» Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями. Одна из задач общения воспитателя.

Консультация для педагогов «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка» На протяжении многих лет система дошкольного.

Консультация для педагогов «Двигательный режим детского сада как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Консультация для педагогов. Формы игры в образовательном процессе детского сада В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период — игре. Марксистско.

Консультация для педагогов и родителей на тему «Музыка в повседневной жизни детского сада» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА.

Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада» Цель: Развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие» Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сенсорное развитие детей младшей группы детского сада Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное развитие детей в условиях детского садаСенсорное развитие детей в условиях детского сада Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие. Как организовать в группе детского сада»
Опубликовано: 11 января 2018 в 11:26
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД