Ирина Лесникова
Консультация для педагогов «Составление текстов сказочного содержания» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Перед современным педагогом стоит нелегкая задача: подготовить ребенка к жизни в динамичном, быстро изменяющемся мире, а значит важно воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей.
(слайд)
Отечественные психологи (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Творческой называют такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое. Такой результат на доступном ребенку уровне можно получить и в речевой деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Составление текстов сказочного содержания“ с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, события, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Хочу отметить, что наши дети в 5-7 лет владеют этими навыками на элементарном уровне, но их рассказы однообразны и лишены оригинальности. Детям не хватает фантазии. Перед нами встала проблема развития детского воображения.
Программа «Из детства в отрочество», по которой работает наш детский сад, уделяет этой проблеме внимание, но занятия по развитию воображения проводятся эпизодически, что не приносит желаемого результата. Развитие воображения требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Решено было подойти к решению этой проблемы нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации автора ТРИЗ Г. Альтшуллера, разработчиков М. Шустермана и др. ТРИЗ призвана не заменить основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Толчком в нашей работе послужили курсы, проведенные Сидорчук Т. А. Так, было положено начало нашей работы. Сказка – один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Свобода переживаний, превращений и действий сказочного мира облегчают ребёнку словесное творчество. Мало ли что можно создать, открыв дверь в этот желанный для ребёнка мир! Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности. Я обратила внимание на составление сказок, так как сказки позволяют решать творческие и воспитательные задачи. Сказки имеет ярко выраженную морально - этическую направленность. В тексте явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Целью моей работы стало развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.
(слайд)
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Побуждать детей анализировать смысл в литературном произведении и самостоятельно составлять модель текста;
2. Создавать условия для развития способности объяснять смысл литературного произведения и выводить мораль (жизненные правила);
3. Познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания ;
4. Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;
5. Побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности (иллюстрации к книжке).
Работу по составлению сказок мы начали с детьми подготовительной группы. Наша работа была построена по 4 этапам.
Необходимой предпосылкой для речевой творческой деятельности являлось накопление детского опыта и знания разных типов сказок.
(слайд)
Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка). Эта работа велась во второй половине дня (один раз в неделю). Анализировали сказки с целью выявления алгоритма построения сказки. В процессе этой работы познакомились со сказочными зачинами, выявляли черты характера разных героев (Приложение № 1). Познакомились с понятием междометия. Развивали умение использовать в речи междометия (выразительные слова, характерные для какого-либо свойства характера. Обсуждали с детьми смысл пословиц и поговорок. В процессе этой работы была создана папка-копилка «В мире сказок», в которой дети отразили разнообразие сказочных зачинов, мест, черт характера, вредителей, волшебных предметов. Появилась подборка пословиц и поговорок по разным темам (Приложение № 2).
Второй этап – работа с алгоритмом по составлению сказок. Предварительная работа позволила нам совместно с детьми вывести алгоритм создания сказки.
(слайд)
Схематично алгоритм сказки выглядит так :
М - Г - Хс – С – П - Н
М – место
Г – герой
Хс – свойства характера
С – случай
П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)
Н – название сказки.
(слайд)
Алгоритм составления сказки морально-этического типа
1. Определить место сказки (шкаф с музыкальными инструментами).
2. Перечислить неодушевлённые объекты, типичные для этого места (бубен, барабан, металлофон, маракасы, треугольник).
3. Наделить объекты свойствами или чертами характера человека (бубен – болтливый, барабан – ворчливый, металлофон – терпеливый, маракасы – самовлюбленные, колокольчик – легкомысленный).
4. Описать жизнь этих объектов в данном месте.
5. Описать случай (в шкафу оказался сотовый телефон).
6. Составить монолог от имени каждого героя по отношению к случившемуся.
7. Вывести жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
8. Составить общее правило, которое бы подходило к данной ситуации для всех героев («Когда в товарищах согласия нет – на лад их дело не пойдет»).
9. Придумать название сказки.
10. Воспроизвести базовые шаги создания сказки (Приложение № 3).
Третий этап – создание сказки. Дети легко выбирали место развития сказки, героев, выбирали свойства характера, но возникли трудности с придумыванием названия сказки и описания случая. Поэтому мы разобрали с детьми разные приемы придумывания названия сказки, и обсуждали возможные варианты «случая». На этом этапе мы создали сказки потемам : «Новогодняя сказка», «Кто как Снеговика встречал» «Космические пришельцы», «Приключения Колобка на новый лад» (Приложение № 4).
Четвёртый этап – издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод: для того, чтобы издать книжку со сказками, надо оформить обложку (автор, название, текст сопроводить картинками (рисунками). Так у нас в группе появились книжки с творчеством детей.
Выводы: Хочется отметить, что дети на занятиях стали более активными, заинтересованными. Расширились их знания о рукотворном мире, обогатился словарный запас. Обсуждая предложенные ситуации, многие дети уже не только оценивали поступки, но и пытались их мотивировать. Так в начале учебного года, характеризуя сказочного героя, дети употребляли в основном такие слова: плохой, хороший, злой, добрый. Сейчас, рассказывая о героях сказки, они называют свойства характера: хитрый, доверчивый, завистливый, ленивый, мудрый, трусливый, жадный, болтливый, терпеливый и т. д. Даже замкнутые, стеснительные дети, играя в сказку, участвуя в играх-драматизациях, стали чувствовать себя более уверенно, свободно, расширились их коммуникативные способности. Мы объясняем это широким использованием различных форм и методов работы со сказкой, интеграцией её с различными видами деятельности.
(слайд)
Задачи на будущее: 1. Продолжать использовать сказку – как средство развития связной речи детей. 2. Продолжать формировать представление о морально-этических качествах человека, нормах и правилах поведения.
3. Включать в работу ознакомление с алгоритмами разные типы сказок. 4. Искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.