МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Составление текстов сказочного содержания» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Ирина Лесникова
Консультация для педагогов «Составление текстов сказочного содержания» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Перед современным педагогом стоит нелегкая задача: подготовить ребенка к жизни в динамичном, быстро изменяющемся мире, а значит важно воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей.

(слайд)

Отечественные психологи (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Творческой называют такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое. Такой результат на доступном ребенку уровне можно получить и в речевой деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов „Составление текстов сказочного содержания“ с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ» размещена в разделах

Для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, события, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Хочу отметить, что наши дети в 5-7 лет владеют этими навыками на элементарном уровне, но их рассказы однообразны и лишены оригинальности. Детям не хватает фантазии. Перед нами встала проблема развития детского воображения.

Программа «Из детства в отрочество», по которой работает наш детский сад, уделяет этой проблеме внимание, но занятия по развитию воображения проводятся эпизодически, что не приносит желаемого результата. Развитие воображения требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Решено было подойти к решению этой проблемы нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации автора ТРИЗ Г. Альтшуллера, разработчиков М. Шустермана и др. ТРИЗ призвана не заменить основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Толчком в нашей работе послужили курсы, проведенные Сидорчук Т. А. Так, было положено начало нашей работы. Сказка – один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Свобода переживаний, превращений и действий сказочного мира облегчают ребёнку словесное творчество. Мало ли что можно создать, открыв дверь в этот желанный для ребёнка мир! Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности. Я обратила внимание на составление сказок, так как сказки позволяют решать творческие и воспитательные задачи. Сказки имеет ярко выраженную морально - этическую направленность. В тексте явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Целью моей работы стало развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.

(слайд)

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Побуждать детей анализировать смысл в литературном произведении и самостоятельно составлять модель текста;

2. Создавать условия для развития способности объяснять смысл литературного произведения и выводить мораль (жизненные правила);

3. Познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания ;

4. Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;

5. Побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности (иллюстрации к книжке).

Работу по составлению сказок мы начали с детьми подготовительной группы. Наша работа была построена по 4 этапам.

Необходимой предпосылкой для речевой творческой деятельности являлось накопление детского опыта и знания разных типов сказок.

(слайд)

Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка). Эта работа велась во второй половине дня (один раз в неделю). Анализировали сказки с целью выявления алгоритма построения сказки. В процессе этой работы познакомились со сказочными зачинами, выявляли черты характера разных героев (Приложение № 1). Познакомились с понятием междометия. Развивали умение использовать в речи междометия (выразительные слова, характерные для какого-либо свойства характера. Обсуждали с детьми смысл пословиц и поговорок. В процессе этой работы была создана папка-копилка «В мире сказок», в которой дети отразили разнообразие сказочных зачинов, мест, черт характера, вредителей, волшебных предметов. Появилась подборка пословиц и поговорок по разным темам (Приложение № 2).

Второй этап – работа с алгоритмом по составлению сказок. Предварительная работа позволила нам совместно с детьми вывести алгоритм создания сказки.

(слайд)

Схематично алгоритм сказки выглядит так :

М - Г - Хс – С – П - Н

М – место

Г – герой

Хс – свойства характера

С – случай

П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)

Н – название сказки.

(слайд)

Алгоритм составления сказки морально-этического типа

1. Определить место сказки (шкаф с музыкальными инструментами).

2. Перечислить неодушевлённые объекты, типичные для этого места (бубен, барабан, металлофон, маракасы, треугольник).

3. Наделить объекты свойствами или чертами характера человека (бубен – болтливый, барабан – ворчливый, металлофон – терпеливый, маракасы – самовлюбленные, колокольчик – легкомысленный).

4. Описать жизнь этих объектов в данном месте.

5. Описать случай (в шкафу оказался сотовый телефон).

6. Составить монолог от имени каждого героя по отношению к случившемуся.

7. Вывести жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8. Составить общее правило, которое бы подходило к данной ситуации для всех героев («Когда в товарищах согласия нет – на лад их дело не пойдет»).

9. Придумать название сказки.

10. Воспроизвести базовые шаги создания сказки (Приложение № 3).

Третий этап – создание сказки. Дети легко выбирали место развития сказки, героев, выбирали свойства характера, но возникли трудности с придумыванием названия сказки и описания случая. Поэтому мы разобрали с детьми разные приемы придумывания названия сказки, и обсуждали возможные варианты «случая». На этом этапе мы создали сказки потемам : «Новогодняя сказка», «Кто как Снеговика встречал» «Космические пришельцы», «Приключения Колобка на новый лад» (Приложение № 4).

Четвёртый этап – издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод: для того, чтобы издать книжку со сказками, надо оформить обложку (автор, название, текст сопроводить картинками (рисунками). Так у нас в группе появились книжки с творчеством детей.

Выводы: Хочется отметить, что дети на занятиях стали более активными, заинтересованными. Расширились их знания о рукотворном мире, обогатился словарный запас. Обсуждая предложенные ситуации, многие дети уже не только оценивали поступки, но и пытались их мотивировать. Так в начале учебного года, характеризуя сказочного героя, дети употребляли в основном такие слова: плохой, хороший, злой, добрый. Сейчас, рассказывая о героях сказки, они называют свойства характера: хитрый, доверчивый, завистливый, ленивый, мудрый, трусливый, жадный, болтливый, терпеливый и т. д. Даже замкнутые, стеснительные дети, играя в сказку, участвуя в играх-драматизациях, стали чувствовать себя более уверенно, свободно, расширились их коммуникативные способности. Мы объясняем это широким использованием различных форм и методов работы со сказкой, интеграцией её с различными видами деятельности.

(слайд)

Задачи на будущее: 1. Продолжать использовать сказку – как средство развития связной речи детей. 2. Продолжать формировать представление о морально-этических качествах человека, нормах и правилах поведения.

3. Включать в работу ознакомление с алгоритмами разные типы сказок. 4. Искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.

Публикации по теме:

«Апрель, апрель! На дворе звенит капель». Весенняя картина из раскрасок«Апрель, апрель! На дворе звенит капель». Весенняя картина из раскрасок Весенняя картина из раскрашек. Уважаемые маамовцы! Большая задача для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста – это развитие.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности 1 слайд Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» 2 слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Составление текстов сказочного содержания» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Опубликовано: 30 августа 2014 в 21:01
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Составление текстов сказочного содержания» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лесникова (УИ 112433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД