Галина Мазонка
Консультация для педагогов «Экскурсии при ознакомлении детей с правилами дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании представлений детей о правилах дорожного движения важную роль играют экскурсии и наблюдения. В зависимости от задач, экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими и закрепляющими ранее полученные представления, итоговыми.
Экскурсии, как правило, проводятся перед ознакомлением детей с теми или иными правилами проведения на дороге, с видами транспортных средств, со светофором, знаками дорожного движения. В них учувствуют группы детей из 5-8 человек. Небольшая группа дает возможность педагогу оптимально взаимодействовать с каждым ребенком и тем самым активизировать их познавательную деятельность.
Публикация «Консультация для педагогов „Экскурсии при ознакомлении детей с правилами дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Прогулки по ПДД: наблюдение за транспортом, дорогой
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
В ходе экскурсий детей знакомят с элементами дороги (тротуар, проезжая часть, их назначением, поведением различных категорий участников дорожного движения : водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов. Например, они наблюдают следующие ситуации: дети идут в школу, проходя для этого проезжую часть по пешеходному переходу, младших школьников ведут за руки родители; пешеходы переходят проезжую часть на зеленый сигнал светофора, оснащённого звуковым сигналом; проезжую часть переходит старушка, и один из пешеходов помогает ей и т. п. Если ситуация во время экскурсии развивается не так, как хотелось бы для плавильного формирования представлений о поведении людей и автомобилей на дороге, то педагог комментирует её, обсуждает с детьми здесь же. т. е. во время экскурсии.
В ходе таких экскурсий у детей формируются представления о правилах поведения на дороге, о знаках дорожного движения, о работе регулировщика, водителей, о поведении детей и взрослых. Они знакомятся с особенностями поведения людей в условиях сложного транспортного и пешеходного движения на улице.
Эффективность экскурсии оценивается по целому ряду факторов. Каждая экскурсия должна иметь понятную и близкую ребенку цель:
«Мы пойдем на улицу и посмотри, какие машины по ней едут и как они выполняют правила дорожного движения»; «Мы пойдем на улицу и посмотрим, как надо переходить проезжую часть, выйдя из автобуса»; «Мы пойдем на улицу и посмотрим, какие машины по ней едут и как они выполняют правила дорожного движения»; «Мы пойдем к пешеходному переходу. Скоро школьники будут выходить из школы. Посмотрим, все ли они правильно переходят проезжую часть, когда идут домой» и т. п.
При этом по пути к месту экскурсии детям многократно напоминают о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем или с чем познакомятся.
Во время экскурсии создаются условия для активной деятельности детей : идут по тротуару, переходят проезжую часть со взрослыми по зеленому сигналу светофора и т. п. Так действия, выполняемые детьми, входят в их непосредственный жизненный опыт.
Наблюдения за деятельностью людей, за различными объектами (транспортом, регулировщиком, пешеходами и т. п.) организуются таким образом, чтобы дети имели возможность четко видеть все выполняемые действия, одновременно наблюдать различные объекты.
Наблюдение осуществляется при активном участии педагога, который обращает внимание детей на определенные особенности дорожного движения, знаки дорожного движения и взаимоотношений между водителями и пешеходами, которые являются предметом наблюдения.
Экскурсии должны проводится на высоком эмоциональном фоне.
Педагог сосредотачивает внимание детей на значимых для достижения целей экскурсии ситуациях, эмоционально привлекая детей к тем объектам или явлениям, которые были избраны для наблюдения. В ходе экскурсии у детей формируется положительный настрой, составляющий фон для восприятия ими информации о правилах дорожного движения. Это необходимо для того, чтобы все положительное что увидит ребенок (взрослые должны фиксировать внимание детей прежде всего на положительных моментах, легче и прочнее запоминалось.
В структуре экскурсии, как и любого занятия выделяют вводную, основную и заключительную части. В предшествующей экскурсии вводной части педагог ставит перед детьми значимую и интересную цель: узнать, на каком перекрестке рядом с детским садом стоит пешеходный светофор, сосчитать количество знаков дорожного движения от одного угла улицы до другого и запомнить их обозначения и т. п. В процессе экскурсии по ознакомлению с правилами дорожного движения, наряду с задачами познавательного характера, решаются и воспитательные задачи. Педагог рассказывает детям о правилах поведения во время экскурсии, о взаимоотношениях друг с другом по пути к месту назначения и обратно в детский сад, обращают внимание на то, как надо вести себя по отношению к встречающимся людям, животным, машинам и т. п.
Основная часть экскурсии включает :
-«путешествие к месту экскурсии»;
-наблюдение за пешеходами и транспортом;
-практические действия детей (если это возможно);
-наблюдения за изменениями на дороге, на светофоре и т. п.
В основную часть экскурсии входит также возвращение в детский сад. Во время путешествия к месту экскурсии обращается внимание детей на то, что они не просто гуляют, а идут что-то смотреть и делать. Естественное общение со взрослыми по пути к месту экскурсии постоянно поддерживается, носит индивидуальный характер. Детям оказывается помощь в ситуациях общения друг с другом, в обмене впечатлениями.
По прибытии к месту наблюдения дети получают возможность осмотреться, обменяться впечатлениями. Общению детей уделяется особое внимание, взрослые (педагог и сопровождающие родители) помогают поддерживать его, обращаясь к каждому ребенку с побудительной просьбой, вопросом, привлекая внимание репликами, указательными жестами и т. п.
На месте экскурсии с детьми проводится беседа, в которую включается рассказ о тех правилах дорожного движения, которые предлагаются детям для ознакомления. Рассказ взрослого строится лаконично и сопровождается показом различных действий. По окончании беседы, если есть такая возможность, дети совместно со взрослыми выполняют практические действия: нажимают кнопку для включения пешеходного перехода, переходят проезжую часть, считают количество автомобилей, которые проехали по одной и другой стороне улицы и т. п.
Возвращаясь в детский сад, педагог беседует с детьми о том, что они видели и что делали во время экскурсии. Он напоминает детям о том, что они делали, что узнали нового о тех или иных явлениях, объектах, свойствах и отношениях, которые наблюдали на улице.
Заключительная часть экскурсии состоит из трех этапов:
-подведение итогов экскурсии сразу после ее проведения;
-«воспоминания» об экскурсии по прошествии некоторого времени:
Вечером, на следующий день или по прошествии нескольких дней на занятия по ознакомлению с окружающим миром, перед занятием по рисованию или перед конструированием, в процессе подготовительной работы к сюжетно-дидактической игре;
-игры, знакомящие с правилами дорожного движения поведением в общественных местах;
По возвращении в детский сад детям предлагается обменяться впечатлениями об экскурсии. В работе используется прием «комментированного рисования». Педагог рисует вместе с детьми, комментируя содержание рисунка. Через определенное время на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель предлагает детям повторить эти рисунки.
Еще хочется отдельно сказать спасибо МААМ за предоставленный метериал для создания лэпбука по ПДД.
прикладываю видео для ознакомления моего лэпбука по теме ПДД, его я использую на занятиях и в свободной деятельности детей.
Видео: https://www.youtube.com/embed/75y89pPr0J0