МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Учимся создавать орнаменты»

наташа челнакова
Консультация для педагогов «Учимся создавать орнаменты»
▼ Скачать + Заказать документы

Учись создавать орнаменты.

Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение интеллектуального уровня детей, совершенствует уже обретённые ими знания. Дети не только овладевают техникой создания орнаментов, но и знакомятся с новыми понятиями и словами, имеющими прямое отношение к этому виду искусства.

Публикация «Консультация для педагогов „Учимся создавать орнаменты“» размещена в разделах

Народному искусству принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса подрастающего поколения. Особенно велико воспитательное значение народного декоративно- прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные по красоте вещи. Их волнует и радует сказочное оформление ковров, волшебство золотой вышивки на национальной одежде, филигранные узоры на посуде.

При ознакомлении с декоративно- прикладным искусством могут быть применены разные приёмы. Прежде всего, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещей. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их по назначению.

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит дошкольников к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Во время организованной учебной деятельности в области Творчество дети узнают о том, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусства, его широко использовали в различных видах искусства казахского народа. Орнаменты являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнаментов стало одним из основных направлений культурного развития народа, оно совершенствуется во времени, обретая всё более богатое содержание и новый современный вид.

Занятие можно начать с вопроса к детям: «Как вы думаете, откуда появились элементы казахского национального орнамента? Что они обозначают? Для чего нужны?» Дети действительно задумаются, попробуют найти свои объяснения. Выслушав их предположения, воспитатель расскажет свою версию:

«А может быть, всё начиналось, как в сказке?

Однажды вечером вышла женщина из юрты и, вдруг увидела в тёмном небе звезду, и была та звезда так красива, что женщина захотела видеть её каждый день, так получился элемент узора жулдыз-звезда. Ещё издавна люди отметили красоту глаз верблюда - огромные, с пушистыми ресницами, они никого не оставляли равнодушными, даже красивым девочкам давали имя: Ботагоз. Вот откуда элемент узора ботагоз - верблюжий глаз. А весной в степи расцвели тюльпаны, и, конечно же, появился гул- цветок».

Но, может, всё было иначе?

Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв своё символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими элементами, своеобразием стилей.

Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент «рог м йіз»? В котором преобладают роговидные и дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, В посуде, в одежде широко использовалось украшение орнаментом. В настоящее время учёными обнаружено около 230 видов орнаменов. Самый распространённый вид - «м йіз» можно назвать истоком. Первоэлементом казахского орнамента, так как другие элементы создавались на его основе. Например, ош арм йіз –бараньи рога; ар ам йіз- рога архара; ыры м йіз- сорок рогов; осм йіз- двойные рога; сыны м йіз-сломанный рог. Мастера прикладного искусства делают различные композици из этих и других элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент-«м йіз» - рог.

Дети рисуют элементы разными способами: одним движением кисти, от центра к переферии, делают набросок, а затем закрашивают его акварелью, карандашами, восковыми мелками. В дальнейшем они самостоятельно объединяют разные элементы орнаментов в один узор и получают свой, неповторимый, ни на кого ни похожий орнамент. В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения все формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры на национальной одежде, посуде.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном народной росписи. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей. В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд узора от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

Публикации по теме:

Пособия по формированию умений создавать и использовать простейшие планы, схемы, чертежи детьми старшего дошкольного возрастаПособия по формированию умений создавать и использовать простейшие планы, схемы, чертежи детьми старшего дошкольного возраста У детей, владеющих внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, опорных схем, рисунков, чертежей).

Фотоотчёт «Осенние орнаменты для Октябринки»Фотоотчёт «Осенние орнаменты для Октябринки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Свой сегодняшний фотоотчёт хочу посвятить уходящему, самому красивому времени года -осени и.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для родителей старших дошкольников  «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Консультация для родителей «Учимся наблюдать» Закончились праздники и длительные выходные. Наступили будние дни. Вы снова каждое утро ведете своего ребенка в детский сад. Постарайтесь.

Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя»Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя» Каждый педагог знает как полезно рисование детям! В первую очередь рисование- это творчество. А творчество для ребенка это целый мир в.

Консультация «Учимся плавать»Консультация «Учимся плавать» В нашем детском саду есть большой бассейн, в котором дети круглый год занимаются плаванием! Здесь решается одна из важнейших задач — закаливание.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Консультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 летКонсультация «Учимся работать с ножницами» для детей 5 лет Работа ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Учимся создавать орнаменты»
Опубликовано: 13 января 2023 в 11:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Учимся создавать орнаменты»» (включая файлы) размещена пользователем наташа челнакова (УИ 890343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД