Юлия Буслаева
Консультация для родителей «Как развивать память у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивать память у дошкольника»
Память - важный для обучения и развития познавательный процесс. И если в этой области есть нарушения, то тревога родителей вполне понятна. Только важно разобраться, в чём именно проблема, тогда помочь ребёнку можно своевременно и легко.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать память у дошкольника“» размещена в разделах
Годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребёнок по десять раз переспрашивает одно и то же. Действительно, память - важный показатель готовности к школе. Однако её недостаточное развитие в пять – шесть лет ещё не говорит о том, что все школьные годы ребёнок будет отставать от сверстников и что у него будут трудности в учёбе. Вполне возможно, что развитием памяти у ребёнка просто никто не занимался.
С одной стороны, память действительно развивается сама – в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 4-6 лет меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребёнок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приёмам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться, особенно если ребёнок не ходит в детский сад, где такие занятия являются частью программы.
Домашние упражнения по развитию памяти должны быть интересными для детей. Например, чтение стихов или сказок по ролям, или разыгрывание сценок. И будет лучше, если ребёнок не знает, для чего вы это делаете.
Пожалуй, все родители сталкивались с ситуацией, демонстрирующей особенности памяти произвольной и непроизвольной. Какую-нибудь шутку или совсем недетский стишок – схватывает, что называется, просто на лету. А вот слова простой детской песенки запомнить не может. Причина такой избирательности – разное отношение к запоминаемому. В первом случае мотивация возникла сама собой: такие необычные слова, и все окружающие, услышав, сначала засмеялись – конечно, надо повторить. Во втором о мотиве должны позаботиться были взрослые. Особенно, если слов много или они сложные для запоминания. Создать мотив нетрудно, главное – он должен иметь позитивную окраску.
Дети по-разному реагируют на мотивы угрозы. Есть те, кому можно сказать: «Не справишься – никаких тебе развлечений!» (правда, это не значит, что такой способ убеждения должен быть ведущим: он формирует ориентацию на избежание неудач, а не на достижения). Но есть и такие, кого столь жёсткий мотив дезорганизует совсем – вызывает страх.