МААМ-картинки

Консультация для родителей «Сказка как средство социализации личности ребёнка»

Гульсина Куликова
Консультация для родителей «Сказка как средство социализации личности ребёнка»

Сказка как средство социализации личности ребёнка.

Консультация для родителей.

Составила: Куликова Гульсина Завдатовна

Должность: воспитатель

Место работы: муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 58», г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Публикация «Консультация для родителей „Сказка как средство социализации личности ребёнка“» размещена в разделах

Мир каждого ребёнка полон чудесных сказок. Весь внешний окружающий его мир оживает в восприятии малыша. Сказка помогает нам, взрослым, объединиться с ребёнком, понять его внутренний мир, друг друга. Она даёт целую гамму переживаний, создаёт особенное настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Сказка – один из элементов культуры, которая базируется на народно – этнической культуре, на народном фольклоре и обладает богатым социальным нравственно – педагогическим потенциалом.

Все сказки мира содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально – педагогическое значение сказки обуславливается возможностью психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения детей, его образного мышления.

Для сказки специфично то, что она является продуктом творчества народа. В них имеются такие сюжеты, которые специфичны для определённого этноса, что находит своё отражение в именах, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.

Любая сказка ориентирована на социальнопедагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к действию и даже лечит. Здесь важно отметить социализирующую, креативную, терапевтическую, культурно – этническую и вербально – образную функцию сказки.

Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщает ребёнка к общечеловеческому и этническому опыту. Компенсирующая функция сказки, раздвигая границы жизненного опыта человека, подключая к опыту личности к опыту человечества, помогает ему ориентироваться в жизненных ситуациях окружающего мира. Слушая сказки, ребёнок интерпретирует её сюжет, образ героев, характеристики персонажей, т. е. превращается из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки, что выражается в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в стиле изложения сказки.

А. С. Пушкин писал, что «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». «Намёк» - понятие, которое подразумевает актуализацию трактовки, доосмысления содержания сказки каждым слушателем.

Креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал ребёнка. Фантастический мир сказки позволяет ребёнку преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчуждения, пробудить творческие способности. Сказка помогает вызывать заинтересованность в создании новых сюжетов, новых образов. Этап формирования творческого потенциала предполагает органическое единство в репродуктивных, стандартных и традиционных творческих элементов.

Голографическая функция проявляется в трёх основных формах.

1. Голографичность сказки проявляется в её трёхмерном пространственном (высота, ширина, длина, небесный, земной, подводный миры и т. д.) и временном измерениях (прошлое, настоящее и будущее). Эти аспекты образуют универсальность, целокупность, объёмность, что созвучно психике ребёнка. Универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции личности.

2. Потенциальная способность сказки не только актуализирует все органы чувств, но и становится основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

3. Аспект голографичности также представляет глобальное, способное отражать в микросюжете макропроблемы, т. е. сказка способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противостояния доброго и злого, света и тьмы, радости и печали.

Развивающе – терапевтическая функция (в литературе давно говорят о «сказкотерапии») имеет психотерапевтический (лечебный) эффект. Аристотель обозначил эффект лечения искусством термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта функция искусства явилась основой для формирования направления – эстетотерапии, т. е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.

В сказке функция профилактики, воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных увлечений, пристрастий, действий, поведения. Она выполняет терапевтическую и профилактическую функцию. А это соответствует здоровьесберегающему направлению, цель которого сохранение и развитие здоровья ребёнка, утверждение здорового образа жизни.

Необходимо отметить культурно – этническую функцию сказки. Она отражает в себе исторически сложившиеся хозяйственно – бытовой уклад народа, егоязык, особенности минталитета, его традиции и обычаи, предметно – вещевую атрибутику. Дети через сказки усваивают всё богатство этнической культуры, исторический опыт народа. Сказка как бы является социальной памятью народного этноса, в которой отражена практика с положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.

Наконец нужно отметить лексико – образную функцию сказки. Сказка способна формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественностью. Лексико – образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухо – речевую память ребёнка. Когда малыш слушает сказки, происходит интериоризация вербально – знакомых форм сказок, а когда он их пересказывает, драматизирует, слушает повторно, развивается способность к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры малыша. При этом развиваются основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Экспрессивная функция формирует вербально – образный язык личности, а коммуникативная – рассказывает социальные качества личности, способность к общению, к пониманию, к диалогу. «Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает» - отмечал Д. Соколов в своей книге «Сказка и сказкотерапия».

Литература:

Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппова, И. Н. Кольцова, А. М. Фирсова «Сказка как источник творчества детей».

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и родителей «Дидактическая игра и её значение в умственном воспитании детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 50". Исполнительного комитета Нижнекамского.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сказка как средство социализации личности ребёнка»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 05:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД