Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
При поступлении ребенка в детский сад возникает ряд трудностей, так как в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении всего нахождения в ДОО, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общении.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Приспособление организма к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, аппетита, изменениями, связанными с нормальными биологическими ритмами. Наиболее сложная перестройка организма происходить в начальный период адаптации, который может затянуться и, вероятно, привести к изменению здоровья, поведения, психики ребенка.
Все эти перечисленные изменения обрушивается на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, преодоление которой требует специальной организации.
Правильно созданные условия позволят сохранить и совершенствовать психическое, физическое и нравственное здоровье детей.
Какая бывает адаптация?
Врачи и психологи различают три группы адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация: (для детей раннего возраста – в пределах месяца, дошкольного – 10-15дней):
- временное нарушение сна (нормализуется через 7 – 10 дней, аппетита (норма – по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменение в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму через 20 - 30 дней;
Тяжелая адаптация: (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушение сна; ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться; отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течении долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).
При тяжелой адаптации дети заболевают в течении первых дней.
Наша практика показывает, что основными причинами адаптации к условиям детского сада являются: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения; отсутствия элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Адаптация детей в детском саду
Как обычно проходит адаптация в нашем детском саду.
1-неделя:
Пребывание в детском саду более 1-2 часов:
8.30 до 10.30 (совместная игровая деятельность с детьми и воспитателем)
или
10.30 до 12.00 (прогулка: наблюдения, совместная игровая деятельность, игры-забавы, развлечения)
2-неделя: пребывание в детском саду от 3 до 4 часов
Первые три дня с 8.00 до 11.00 (прием пищи, совместная игровая деятельность с детьми и воспитателем, прогулка, игры на участке)
Последующие дни с 8.00 до 12.00 (прием пищи, совместная игровая деятельность с детьми и воспитателем, прогулка, игры на участке, обед)
3 неделя: пребывание в детском саду до 7 часов:
Первые два дня с 8.00 до 15.00; (прием пищи, совместная игровая деятельность с детьми и воспитателем, прогулка, игры на участке, обед, укладывание на сон совместная игровая деятельность с детьми и воспитателем)
Последующие дни с 8.00 до 16.00, с 8.00 до 16.30 (совместная игровая деятельность с детьми и воспитателем, ужин, прогулка)
4 неделя: пребывание в детском саду полный день.
Как правило, продолжительность адаптационного периода равняется примерно одному месяцу. Но, естественно, она может очень сильно варьироваться – от недели и до нескольких месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Наши педагоги всегда готовы помочь ребенку, что адаптация прошла для него в легкой форме.
Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относится к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью и т. п. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. Охраняйте нервную систему ребенка, окружите его любовью. Только при таких условиях вы сможете увидеть улыбку малыша в период адаптации.
Памятки для родителей по сопровождению процесса адаптации ребенка
КАК НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ С РЕБЕНКОМ:
- показать ребенку его новый статус (он стал большим);
- не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
- обратить внимание на положительный климат в семье;
- следует снизить нервно-психическую нагрузку;
- сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов и т. п. ;
- при выраженных невротических реакциях не посещать ДОУ несколько дней.
КАК НЕ НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ:
- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
- не обращать внимание на видимые отклонения в поведении ребенка;
- препятствовать контактам с другими детьми;
- увеличивать нагрузки на нервную систему;
- одевать ребенка не по сезону;
- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД НЕОБХОДИМО ЗАБЛАГОВРЕМЕННО, ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПРИБЛИЗИТЬ ДОМАШНИЙ РЕЖИМ РЕБЕНКА К РЕЖИМУ ДЕТСКОГО САДА, А ИМЕННО:
-активно приучать малыша к общению с детьми своего возраста и взрослым;
- к засыпанию без укачивания;
- есть с ложки, к двум годам – самостоятельно;
- к разнообразной пище;
- к пользованию горшком;
- отучать от памперсов;
- отучать от бутылочки;
- приучать к бодрствованию и засыпанию без соски.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ:
-необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания);
- расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад;
- подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее;
- как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени пойдет;
- первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный день;
- важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки;
- обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания;
- избегайте обсуждения при ребенке, волнующих вас проблем, связанных с детским садом;
- разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков с детских садом;
- подчеркивайте, что ваш ребенок, как и прежде, вам дорог и любим вами.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша.