Куспекова Ольга
Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачастую родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» завершится?» На самом деле, у большинства детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: дети долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от матери по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, по какой причине так происходит и как облегчить адаптацию дошкольников в детском саду.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Детям любого возраста непросто начинать посещать детский сад. Любой дошкольник них проходит период адаптации к детскому саду. Жизнедеятельность ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сформировавшуюся жизнедеятельность ребёнка в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, недостаток родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, стремительно уменьшается количество персонального индивидуального внимания.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, однако, это скорее исключение из правил, а кто-то никак не может успокоиться. Больше всего у 2-3-х летних малышей разлука с матерью сопровождается слезами, а затем они отвлекаются на игрушки и успокаиваются.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является незнакомым местом, с новым окружением и отношениями. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
- Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
- Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
- Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется утратой в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, временным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры ребёнка, искажает ряд важных физиологических реакций, требуемых для поддержки состояния здоровья, и - отсутствие защитного панциря, оберегающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново.
Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а перемены, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и мизерны, поэтому ребенок не болеет.
Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - более месяца, в некоторых случаях возможны заболевания без каких-либо осложнений.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
- Ребенок не подготовлен к посещению детского сада
- Не сформированы культурно-гигиенические навыки
- Ребёнок не умеет самостоятельно играть с игрушками
- Режим в семье не совпадает с режимом ДОУ
Биологические причины:
- Сильный токсикоз у мамы в период беременности;
- Осложнения при родах;
- Болезни в первые три месяца жизни.
- Персональные причины. Некоторые дети в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя спокойно и невозмутимо, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
- Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
- Ограниченное взаимодействие со сверстниками. Сложнее в целом приспосабливаются, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.
- «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
- Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
- Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
- Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
-Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
-Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.
-Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
-Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
-Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
-Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
-Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
-Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
-Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
-Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
-«Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
-Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
- Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик».
- Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
- Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить.
- Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.