Папки-передвижки

Консультация для родителей «Активизация словаря ребенка»

Екатерина Гордеева
Консультация для родителей «Активизация словаря ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Активизация словаря ребенка

Уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психологическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребёнка, тем выше обучающий эффект. Любая функция центральной нервной системы является наиболее податливой к тренировке в тот период, когда она формируется естественным путём.

Публикация «Консультация для родителей „Активизация словаря ребенка“» размещена в разделах

Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нормальное явление. Но происходит только при одном условии : если окружающие ребёнка близкие люди общаются с ним, занимаются с первых месяцев его жизни. Взрослых должно насторожить, если ребёнок в этом возрасте почти не говорит или говорит мало (беден запас слов, употребляет лишь простые, односложные фразы). Это уже определённое отставание в речи. Поэтому необходимо как можно скорее выяснить причины отставания речи. Специалисты выделяют в основном три причины в запаздывании развития речи. Это, во-первых, заболевание ушей и носоглотки, а так же другие тяжёлые заболевания. Во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью. И, наконец, недостатки воспитания, когда ребёнок растёт «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.

Этапы развития речи у ребенка от года до трех

12 месяцев. В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.

14 месяцев. Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.

Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.

16 месяцев. Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо.

18 месяцев. У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама», глаголы («есть») и прилагательные («холодный»).

От 18 до 24 месяцев. Ребенок начинает складывать фразы из двух слов.

24 месяца. Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).

От 2 до 3 лет. Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы.

Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

Этапы развития речи у дошкольника

От 3 до 4 лет. Ребенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто».

Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев.

От 4 до 5 лет. Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»). Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Игры для обогащения словарного запаса :

Игра «Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Ход: взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький.

- Назови, кто это и чем они отличаются? (Один медведь большой, он черный.)

- Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

- Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Игра «Назови одним словом»

Цель: закрепить представление об обобщающих словах.

Ход: взрослый спрашивает: вспомни, на чем спят куклы? (На кроватях.) Куда кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)

- Я начну говорить, а ты продолжай: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у нас дома?

- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?

- Куклы сели за стол. А на столе стоят … (тарелки, чашки, блюдца). Лежат … (ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)

- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты знаешь и любишь?

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей.

«Игра – инсценировка с игрушками»

Цель: учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.

Ход: сначала взрослый читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а … заяц.

Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины.

Игра «Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Ход: взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.

- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.

Взрослый начинает: «Наша Таня … (самая красивая). У нее … (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)»

В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки.

Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом.

Публикации по теме:

«Как у ребенка воспитывать самоуважение?» Консультация для родителей Самоуважение – это уважение к самому себе. Это признание рождается от собственных достоинств. Ребенок чувствует удовлетворение, если он.

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Как не раскормить ребенка»Консультация для родителей «Как не раскормить ребенка» .

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Консультация для родителей «Рисование в жизни ребенка»Консультация для родителей «Рисование в жизни ребенка» Рисование - это художественная деятельность, которой ребенок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «У ребенка истерика» Почти у всех детей от 1 года до 3 лет изредка бывают истерии. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает чувствовать.

Консультация для родителей «Мир культуры ребенка»Консультация для родителей «Мир культуры ребенка» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Активизация словаря ребенка»
Опубликовано: 22 января 2023 в 13:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Активизация словаря ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гордеева (УИ 1679680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД