Папки-передвижки

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста»

Татьяна Никулина
Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Уважаемые родители!

Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный период, как готов к школе. Обсуждая данный вопрос, необходимо помнить, что на данном этапе развития общества, необходимые для поступления в школу навыки чтения, счета, письма, психологическая готовность, являются лишь частью целостной готовности ребенка к дальнейшему обучению, жизни.

Публикация «Консультация для родителей „Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Общая тенденция развития современного мира такова, что главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории, а творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

Детство само по себе полноценный период человеческого существования. А это значит, что любое образование, в том числе и дошкольное, должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, а также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Одним из способов решения этой задачи является метод проектов.

Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период дети ищут способы решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и др. видами деятельности. Происходит представление результатов своего труда и хода работы в различных формах (макетах, плакатах, моделях, театрализации и т. д.) а также практическое их применение в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Для любого ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства, способствуют развитию его творчества.

В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста можно выделить 3 этапа:

1-й этап – подражательско-исполнительский (его реализация возможна с детьми 3,5-5 лет). На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

2-й этап – развивающий (характерен для детей 5-6 лет). Ребята уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. У них развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

3-й этап – творческий (характерен для детей 6-7 лет). Взрослым на этом этапе очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на со-участии взрослого и ребенка. Со-участие в деятельности – общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И здесь очень важно ваше, уважаемые родители, со-участие. Вы всегда можете стать полноправными участниками любого проекта, который мы выполняем с детьми. Ваше со-участие сделает педагогический процесс целостным, принесет радость и удовлетворение от совместной деятельности малышу.

Взрослый ведет ребенка к со-участию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. Важно, чтобы у детей создавались интерес и увлечение, а основные виды детской деятельности концентрировались на живом и жизненном материале.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

Информационные ресурсы

1. Давыдова О. И. и др. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии дошкольном образовании. – СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО"ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 80 с.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школе предполагает комплексную работу. Комплексная работа подразумевает проведение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 22:37
+66Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД