Ольга Романова
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школе предполагает комплексную работу. Комплексная работа подразумевает проведение различных мероприятий и с родителями. Мы выделили социально-психологическую готовность родителей к обучению их детей в школе, состоящую из нескольких компонентов:
• личностный;
• когнитивный;
• эмоционально-волевой [3, с. 25] [2].
Публикация «Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Алексеева Е. Е., Коваль О. А. подробно рассматривают каждый компонент [1].
Личностный компонент готовности родителей к обучению ребенка в школе предусматривает следующее:
• «принятие ребенком новой роли;
• осознание себя как родителя ученика;
• переструктурирование семейных ролей;
наличие высокого уровня социально-психологической адаптации, наличие адаптированности как результата адаптации;отсутствие высокого уровня тревожности, умения правильно выбирать стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
низкий уровень эмоциональной нестабильности и психотизма» [1, с. 129]
Когнитивный компонент подразумевает следующее:
• «наличие у родителей определенного уровня интеллектуальных способностей и образованности;
• умение родителей выявлять психические особенности ребенка и формировать у него познавательный интерес;
• сформированное у родителей положительное отношение к системе образования и достаточный уровень развития у них невербального интеллекта»» [1, с. 130].
Эмоционально-волевой компонент предполагает следующее:
• «умение родителей общаться с ребенком, обмениваться чувствами и эмоциями в ходе общения;
• умение вербально изъясняться с ребенком;
• адекватный уровень способности к сопереживанию;
• отсутствие эмоциональной неустойчивости» [1, с. 130].
Подробная работа с детьми по психологической помощи детям, имеющим не достаточный уровень психологической готовности к школе будет представлена в разработанной нами программе «Будь готов».
Таким образом, чтобы помочь родителям, сформировать у них психологическую готовность к обучению их ребенка в школе необходима распространение психологических знаний для укрепления, нормализации отношений с ребенком, которые способствовали бы формированию, развитию психологической готовности ребенка, облегчению процесса адаптации к новой системе обучения.
Психологическая готовность представляет собой психическое образование, которое является итогом развития ребенка на некотором этапе его жизни. Психологическая готовность свидетельствует об определенном результате, достигнутым на предшествующем периоде развития дошкольника в некоторых условиях, а также означает его потенциал к освоению следующим этапом деятельности. Таким образом, психологическая готовность это интегративное психическое новообразование некого периода жизни и развития ребенка, которое характеризует состояние психики человека и является обязательным и достаточным для его успешного присоединения в новую деятельность.
Список использованных источников
1. Алексеева, Е. Е., Коваль, О. А. О формировании социально-психологической готовности родителей к обучению ребенка в школе / Е. Е. Алексеева, О. А. Коваль // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. Т. 2. №1. С. 128-135.
2. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Дисс. на соис. док. пс. н. / Р. Д. Санжаева. - Новосибирск, 1997. 354 с.
3. Черепанова, У. Г. Содержание психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу / У. Г. Черепанова // МИТС– Наука: международный научный вестник; 2006. – №4. С. 25