Консультация для родителей «Что такое доброта, или Как воспитать в ребенке чувство эмпатии»

Лариса Юнеева
Консультация для родителей «Что такое доброта, или Как воспитать в ребенке чувство эмпатии»

«Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…». В. А. Сухомлинский

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей. В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию гуманистических, т. е. человеческих качеств в ребёнке. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Ещё в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.

Эмпатия – способность к сопереживанию и умению ставить себя на место другого человека. Именно благодаря ему люди понимают друг друга, радуются чужим успехам, беспокоятся, когда кому-то плохо, и приходят на помощь. Это врожденная способность, которая в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одни дети эмоциональны, открыты, общительны, им интересны люди, другие – сосредоточены на своём внутреннем мире, малообщительны или поверхностны в своих чувствах и эмоциях. Во вторую очередь, способность к эмпатии зависит от общения, воспитания и обстановки, в которой растет ребенок.

Дети до юношеского возраста не обладают чувством эмпатии. Малыши очень эгоцентричны (они считают себя центром всего мира). Например, если спросить у 2-3х летнего малыша есть ли у него братик, он твердо ответит «Да!». А вот если спросить есть ли братик у его братика, то скорее всего, он ответит «Нет». Если ребенок не видит примеров сопереживания, то когда чувство эмпатии появляется, оно не может проявиться. Т. е. ребенок переживает за кого-то, хочет ему помочь, но не знает как. Поэтому важно не только говорить ребенку, но и показывать на собственном примере сострадание, понимание, заботу о близких. Ребенок усвоит именно то, что вы ему покажете. И к своим родителям в будущем он, скорее всего, будет относиться так же, как вы сейчас относитесь к своим.

Когда малыш спотыкается и падает, то часто слышит: «Не плачь, ничего страшного не случилось!» Родители это делают из лучших побуждений, а тот не понимает: «Как же не случилось, если мне больно?» Лучше обнять малыша и применить старинный проверенный рецепт — подуть на больное место. Ребенок получит то, что ему требуется в данный момент: поддержку и утешение. Он видит, что его понимают, и одновременно запоминает, как правильно поступать в подобных ситуациях.

Проявлением эмпатии может служить ситуация, когда ребенок подает упавшую вещь старенькой бабушке, потому что ей тяжело наклоняться. Заботливый сын укрывает одеялом спящую маму и выключает свет в комнате.

Способность понимать других развивается на 3 - 4 году жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое Я. При этом, он начинает понимать, что и у других людей есть свои чувства и желания. Малыш начинает «слышать» других, он может иногда проявлять сочувствие и желание прийти на помощь, особенно к близким людям (мама устала – подает ей книгу, «укрывает» одеялом). В возрасте 3-4 лет ребенок запоминает только то, что вызвало у него эмоциональный отклик, произвело на него впечатление. Поэтому важно говорить с ребенком на волнующие его темы, отвечать на его многочисленные вопросы. Многие дети требуют, чтобы родители смотрели мультфильмы вместе с ними. Для чего? Как раз для того, чтобы обсудить со значимым взрослым поведение героев, выделить их положительные качества, понять, почему надо поступать именно так, а не по-другому.

Большое значение для воспитания в ребенке доброты имеет художественная литература, искусство. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Часто герои рассказов и сказок переживают от того, что причинили другим вред, всячески пытаются исправить свою вину. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные - богатства, ленивые и грубые - ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.

Домашние питомцы так же стимулируют у ребенка желание ухаживать и заботиться. Они учат ребенка любить просто так, бескорыстно. А по нашим временам, это ценнейшие качества. Домашние животные упорядочивают и дисциплинируют жизнь, учат общаться, соблюдать личные границы и считаться с кем-то еще кроме себя.

Сострадание и способность к сочувствию одна из кардинальных черт отличающих человека с расстройством личности от личности здоровой. Более того, сострадание поднимает самооценку ребенка, развивает его коммуникативные способности, умение ладить с людьми. К сожалению, сострадание в настоящее время для многих стоит рядом со слабостью и недостатком силы характера. Однако именно взаимная поддержка людей, а не их враждебность друг к другу в рамках тяжелых условий древних времен помогла человечеству выжить. Так что вероятно и сейчас состраданием не стоит пренебрегать.

Публикации по теме:

Эссе «Моя работа — детский сад» Эссе воспитателя детского сада № 87 «Ладушки» Байрамгуловой Танзили Наилевны. «Моя работа - детский сад». Что самое главное было в моей.

Эссе. Выступление на окружном этапе областного конкурса «Учитель года Кировской области-2011» В 2011 году я принимала участие в окружном этапе областного конкурса «Учитель года Кировской области - 2011». Одним из заданий данного конкурса.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое доброта, или Как воспитать в ребенке чувство эмпатии»
Опубликовано: 11 октября 2014 в 18:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

14 октября. Покров

14 октября все православные люди отмечают большой церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник, как и сама православная вера, достался нам в наследство от Византийской империи. Согласно...

Презентация Экспериментально исследовательский проект «Растения наши друзья» старшая...
Задачей проекта было доказать, что растения – живые существа. Доказать , что растение, взятое из грунта может чувствовать себя хорошо в комнате как дома. Для...
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по радуге»
[/bИнтегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по радуге". Цель: Закрепить с детьми полученные знания...
Программа кружка в средней группе «Волшебные ручки»
Рабочая программа кружка «Волшебные ручки» средняя группа «Солнышко» возраст 4-5 лет на 2019– 2020 учебный год [/b] «… Чем больше мастерства в детской...