Получи документы

Консультация для родителей «Что такое системный оператор»

Малова Евгения Викторовна
Консультация для родителей «Что такое системный оператор»

Что такое системный оператор

Системный оператор (СО) это один из методов ТРИЗ.

Основной целью ТРИЗ является развитие системного мышления и творческого воображения. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.

Регулярное использование приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер) .

Системное мышление направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний.

Публикация «Консультация для родителей „Что такое системный оператор“» размещена в разделах

Для того чтобы дошкольник научился видеть объект во времени и пространстве, научился видеть связи объекта окружающим миром, необходимо использовать наглядность –это самый воспринимаемый, и логически ясный способ донести до дошкольника информацию.

Для этого используется таблица, разработанная советским изобретателем и автором ТРИЗ Генрихом Альтшуллером, которая и называется системный оператор.

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор – это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нём заложены такие критерии анализа, как:

Система – это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать (любой предмет, живое существо, природное или общественное явление).

Подсистема – это то, что входит в систему (её составляющие части).

Надсистема – это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

Прошлое – это то, чем или кем был объект раньше, какими свойствами, возможностями, задачами он обладал.

Настоящее – это то, что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

Будущее – это то, что произойдёт с объектом через некоторое время. Через какое именно? Почему

На первом этапе обучения используются «урезанные варианты»: вертикальная трехэкранка, пятиэкранка, горизонтальная трехэкранка.

Работать начинаем с развития умения определять объект в пространстве (горизонтальная трехэкранка):

• что есть сейчас, какими свойствами обладает;

• что было с объектом в прошлом, какими свойствами обладал;

• что будет с объектом в будущем, как измениться объект, какие свойства приобретет.

Т. е, по горизонтали отражается изменения системы при переходе из прошлого в настоящее и будущее.

Вертикальная трёхэкранка позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом.

Начиная со старшего дошкольного возраста идёт знакомство с пяти экранным «системным оператором».

Далее начинается работа с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (природное явление, транспорт, одежда, выясняют историю возникновения. Детям представляется возможность представить объект в будущем. В данном возрасте дети учатся соблюдать правильную последовательность.

Для успешного запоминания «девятиэкранника» можно использовать стихотворение М. С. Гафутулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.

Таким образом, использование метода ТРИЗ «системный оператор» в работе с дошкольниками способствует:

• формированию у детей системного представления об окружающем мире;

• развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

• обогащению словаря, развитию творческой способности. Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у детей навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?»Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?» Этот материал будет полезен педагогам и родителям для ознакомления и расширения знаний детей об окружающем мире. Одним из важнейших явлений.

Консультация для родителей «Что такое дружба?»Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» - такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое осень?»Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.

Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?»Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?» ХВАЛИТ- ЗНАЧИТ ЛЮБИТ! "Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!"- хочет (и должен) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация для родителей группы раннего развития «Что такое Лукоморье?»Консультация для родителей группы раннего развития «Что такое Лукоморье?» Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности. Сегодня поэзия А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая.

Консультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?»Консультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?» Мяч – это самая любимая игрушка всех детей всех поколений, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны.

Консультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?»Консультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?» Сказки – это важная часть жизни ребёнка, но любят их и взрослые. Через волшебный и удивительный мир православных сказок дети могут познать.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое системный оператор»
Опубликовано: 22 марта 2020 в 11:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД