Марина Мазнева
Консультация для родителей «Что важно знать о ребенке трех лет, чтобы лучше понимать его» (О кризисе ребенка трех лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Наконец-то вашему ребенку ровно три года. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает, разговаривает. Ему многое можно доверить, ваши требования к нему непроизвольно возрастают. И вдруг! Вдруг с вашим малышом что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого, податливого, как пластилин, человека, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое, капризное существо. Он отказывается от того, что всегда ему нравилось, все делает назло, во всем проявляет непослушание, обижается.
Публикация «Консультация для родителей „Что важно знать о ребенке трех лет, чтобы лучше понимать его“ (О кризисе ребенка трех лет)» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
«Что с ним делать?» - спрашивают родители «Все хочет делать сам, а еще не умеет»
На самом же деле ребенок впервые выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них и не устает это доказывать: «Я сам! Я сам! Я сам!» И это утверждение – основа личности к концу раннего возраста. В три года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, с ним посоветовались, и он не может ждать, что это будет когда-то в будущем. Он просто еще не понимает будущего времени (поэтому бесполезно говорить малышу «потом куплю», «потом почитаю» и т. д.) ему надо сразу, немедленно, сейчас, и он пытается любой ценой завоевать независимость, самостоятельность. Ребенок стремиться добиться своего любой ценой, вступая в конфликт с близкими людьми.
Кризисы – движущая сила развития, своеобразные ступеньки, этапы ведущей деятельности. В три года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых, подражать им (до сих пор была предметно-манипулятивная игра) Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, но он неблагоприятен для состояния здоровья ребенка, так как несет функциональный дисбаланс. В то время как на физиологические и биологические стороны кризиса не всегда обращают внимание, изменения в поведении и в характере малыша заметны всем.
Как надо вести себя родителям в период кризиса 3-х лет?
По тому на кого направлен кризис ребенка 3-х лет (чаще на мать, также отца, брата (сестру) бабушку (дедушку) можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис
3-х лет – важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому лучше постараться выбрать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширять права и обязанности малыша, в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет, действительно ли это запрещено, а может быть- можно? Правильно сбалансируйте наказания, ласку и строгость. Для нормального развития малыша во время кризиса желательно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им член семьи.
Как не надо вести себя родителям.
- Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления самостоятельности.
- Не говорите «да», когда нужно сказать «нет».
- Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повысится чувство ответственности.
- Не приучайте малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение станет для него трагедией.
В тоже время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, так как это приведет к полному безразличию или к различным видам мщения исподтишка.
-НЕ оцениваете все, что происходит с малышом с позиции взрослого, попробуйте посмотреть на окружающее (и на себя в том числе) глазами своего ребенка.