Иванова Людмила Викторовна
Консультация для родителей «Детские страхи»
Консультация для родителей : «Детские страхи».
С 5-7 лет появляются (возрастные страхи) страхи войны, нападения, смерти, смерти родителей, сказочных персонажей, страшных снов, наказания.
Публикация «Консультация для родителей „Детские страхи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Очень важно внимательно относиться к детским страхам, для детей это сложные переживания. Если ребенку приснился страшный сон, то можно нарисовать страшного персонажа и сделать его смешным. Можно сочинить сказку о том, как герой победил злодея.
Следует помнить, что возрастные страхи без осложнений это норма.
Причины детских страхов :
1. Негативный детский опыт — то, что сильно напугало ребё нка: собака, поезд, громкий крик и так далее.
2. Ошибки в воспитании — нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком.
3. Тревожные родители — эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу передаются ребёнку.
4. Конфликты и агрессия в семье - когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности.
5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики - дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.
6. Психические расстройства - страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов. Как можно помочь ребёнку справиться.
Как можно помочь ребёнку справиться со страхом?
Упражнение «Волшебные зеркала»
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4. Процедура: Ребенку предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Ребенку предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Ребенок рассказывает о своих рисунках.
Идёт обсуждение. После чего ребенку предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха : уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
Упражнение «Защитный амулет»
Материалы: бумага А4, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, крупы, макаронные изделия, бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
1. Представьте свой амулет другим.
2. Как действует ваш амулет?
3. Какими свойствами он обладает?
4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
5. Почему были выбраны именно эти материалы?
Упражнение «Приручение страха»
Ребёнок надувает шар, мысленно представляя, что страх останется внутри. Изображает страх на надутом воздушном шаре. Предложите сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали.
Предлагаем:
• выпустить воздух из шара. Он становится маленьким, рыхлым и забавным;
• Привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в комнате, наблюдая за ним в течение недели.
Упражнение «Пластика настроения»
Работа с пластилином или цветным тестом. Тесто более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус».
Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму.
1. Представь скульптуру другим участникам.
2. Где живет твой страх? С кем?
3. Нравится ли ему там жить?
4. Что бы ему хотелось изменить?
5. Есть ли у него мечта и какая?
6. Если он осуществит свою мечту, как он изменится?
7. А что ты можешь сделать со своим страхом, чтобы перестать бояться?
Далее предлагается изменить скульптуру страха.