Коледина Наталья Юрьевна
Консультация для родителей «Для чего нужны потешки, прибаутки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужны потешки, заклички, прибаутки?
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Это достигается с помощью пестушек, загадок, поговорок, сказок, а также с помощью потешек, закличек и прибауток.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужны потешки, прибаутки?“» размещена в разделах
Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.
Многие потешки по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения совершенно иной. В отличие от колыбельной песни, потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается её эстетическое содержание, приготавливает ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки - это школа игры.
Для поддержания радостных эмоций, в потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Они строятся так, что знание почти никогда не даётся в “чистом виде”, прямо. Круг предметов и явлений в потешках значительно шире, чем в пестушках и колыбельных песнях. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.
В наши дни бытуют многочисленные варианты известных потешек : “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идёт коза рогатая”и некоторых других.
Наблюдаются и отрицательные мнения в отношении к потешкам некоторых родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.
Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.
“Коза рогатая” : Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая) :
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп
Кто каши не ест, кто молоко не пьёт -
Того забодает, забодает!
“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.
“Ладушки” :В ладушки можно играть уже в три-четыре месяца. Хлопанье ладошками, помахивание ручками - это для ребёнка гимнастика. Ему приятны не только действия, но и слова потешки : она звучит ласково и интонация в ней разнообразна:
Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку!
Попили, поели, кыш, кыш!
Домой полетели, на головку сели,
“Кукареку!” - спели.
“По кочкам” :Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам в ямку - бух!
Ехали, ехали, к бабе за орехами.
В ямку - бух1. А там - петух!
Ехала барыня по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам - да бух!
“Сорока” :В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:
Сорока-белобока кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала.
Здесь поочерё дно начинают загибать пальчики:
Этому дала,
и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:
А этому не дала:
Он дров не колол,
Он воду не носил
Он кашу не варил.
Другие потешки с игрой не связаны. Дети любят потешки, они доступны им по содержанию: рассказывается в них о птицах, домашних животных, которые действуют, как люди и часто попадают
в смешные ситуации. Потешки звучны, в них используются звукоподражания:”ду-ду, ду-ду, ду-ду” - играет ворон на трубе, “трух-тух-тух” -квохчет петух, “ти-ли, ти-ли, ти-ли” - поёт пила. Все потешки используются для развития речи ребёнка, для чувства ритма.
Кроме потешек детям очень нравятся и прибаутки :
Наша доченька в дому,
Что оладышек в меду,
Что оладышек в меду,
Сладко яблоко в саду.
***
Кошка в лукошке рубашечку шьёт,
А кот на печи сухари толчёт.
У нашей кошки три сдобные лепёшки,
А у нашего кота три погреба молока.
Итак, главное назначение этих забав- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.