Олехнович Марина Викторовна
Консультация для родителей «Если малыш ругается»
▼ Скачать + Заказать документы
Употребление малышом ненормативной лексики (мата) в своей речи может прогреметь, как гром среди ясного неба. Такое явление может наблюдаться даже в интеллигентных семьях, вполне благополучных, в которых не принято подобного рода общение.
"Новые словечки" малыш может случайно услышать во время прогулки во дворе (от более старших детей (подростков) или взрослых, принести их из дошкольного учреждения общаясь со сверстниками (и такое возможно, из источников: телевидения или интернета.
Публикация «Консультация для родителей „Если малыш ругается“» размещена в разделах
Мы не можем отгородить об общества своих малышей, они так или иначе взаимодействуют с социальной средой. Что же делать родителям и как уберечь своё чадо от ненормативной лексики, как воспитать малыша интеллигентным культурным человеком?
Реакция взрослых должна быть адекватна возрасту ребёнка и обстоятельствам, при которых было произнесено нецензурное слово.
Для начала давайте разберёмся, что такое ненормативная лексика (мат).
Мат - это бранные слова, которые противоречат общепринятой морали. Чаще всего ненормативную лексику используют для: выражения эмоционального состояния, яркой аргументации, для оскорбления и оценивания собеседника, для связки слов в предложении (так называемые "слова - паразиты). Применение ненормативной лексики в общении (в повседневной жизни) говорит о бедном словарном запасе, отсутствии аргументации в диалоге с собеседником.
Почему же дети (к счастью не все) нецензурно выражаются, почему мат, так заразителен?
Давайте разбираться в причинах подобного поведения у дошколят и детей постарше.
Для детей - первые учителя, это родители и всё, что малыши видят дома - они считают нормой поведения и транслируют окружающим. В некоторых семьях общаться, используя ненормативную лексику - считается обычным делом, таким же привычным, как: дышать, принимать пищу и душ и т. д. Родители сами того не замечая, подают отрицательный пример своим детям. Да и в самом деле: "Маме и папе можно, а почему нельзя мне?" - так думает ребёнок. И ни какие "нельзя", объяснения/ увещевания и даже наказания - не будут действенны, пока не будет устранён дурной пример (родителей или старших детей). Начните воспитывать себя, дорогие родители, следите за своей речью, подавайте положительный пример своему любимому малышу - тогда вы сможете или не допустить подобной проблемы или устранить её, если она появилась.
Иногда малышу просто "понравилось" новое слово, иногда он может смотреть на вашу реакцию - раздвигая границы возможного (дозволенного, принятых правил и норм в семье или обществе - где воспитывается).
А ребёнок постарше, например: младший школьник или подросток - хочет быть "крутым и своим" в компании друзей/приятелей, быть значимым, подражать кумирам.
Так, малыш двух лет может повторять матерные слова за взрослыми, копируя их поведение и даже интонацию - в этом случае не надо заострять на этом факте внимания, а тем более ругать малыша за произнесённое бранное слово. В противном случае слово "паразит" прочно закрепится в лексиконе такого крохи и малыш снова и снова будет "радовать" вас подобными высказываниями, что бы вызвать у вас эмоциональную реакцию.
Ребёнок 3-5 лет уже способен уловить эмоцию с которой произнесено нецензурное выражение, и понять - что это слово произносят в том случае, когда злятся. В этом возрасте дочке или сыну стоит объяснить, что такие слова больно ранят окружающих, обижают их, являются грубыми ругательствами, что в "нашей семье так не говорят" - это должно быть сказано спокойным, но строгим тоном. Следует научить ребёнка выражать свои отрицательные эмоции другим способом, нежели использованием в речи ненормативной лексики, например: учить проговаривать свои эмоции - "Я злюсь"," Я огорчён (расстроен)" и т. д. Можно предложить ребёнку сбросить нервное напряжение, например: поколотить подушку, порвать газету на мелкие кусочки, комкать салфетки и бросать в коробку (корзину, иногда просто полезно малышу уединится на какое то время.
Если инцидент случился в людном месте, не стоит заострять на этом внимание: прилюдно ругать ребёнка, делать ему внушение, стыдить или как то оправдываться за его поведение перед окружающими - так ребёнок может проверять вашу реакцию и реакцию "зрителей" на своё поведение. Можно перевести разговор в другое русло или пошутить, а воспитательную беседу с ребёнком провести один на один (без посторонних).
Употребление бранных слов в 5-7 лет в детском саду (или школе) - это способ привлечь внимание взрослого. Когда малышу не хватает внимания мамы и папы, употребляя бранные слова - он пытается получить свою порцию внимания, пусть даже, если : его поругают, накажут за такое поведение, покричат или почитают мораль.
В этом случае нужно выяснить у ребёнка (в разговоре один на один, насколько он понимает значение бранных слов и что он этим хотел сказать. Важно донести до ребёнка, что произносить бранные слова не культурно. Поинтересоваться у своего чада: чем бы он хотел заниматься, что ему интересно и т. д. Пересмотреть свой семейный досуг, больше внимания уделять своему любимому ребёнку, необходимо разговаривать с ним: о его проблемах и переживаниях.
Очень важно, что бы ребёнок знал, что он: не должен стыдиться своих эмоций и всегда может рассчитывать на поддержку родителей.
Необходимо научить ребёнка справляться с негативными эмоциями без оскорбления окружающих людей.
Уважаемые родители, помните, что в первую очередь от вас зависит то, насколько воспитанным и культурным вырастет ваш горячо любимый малыш и именно вы являетесь его первыми и самыми главными учителями.