Елена Павлова
Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Готов ли ребенок к школе? Этот вопрос задает каждый родитель бедующего первоклассника. Одним из важнейших показателей готовности к школе является речь ребенка. Логопедическое обследование детей 6-7 лет показывает, что, как правило родители обращают внимание на более очевидные нарушения речи, к которым в первую очередь относятся неправильное произношение звуков, поэтому у большей части детей дефекты произношения к началу обучения в школе исправлены. Однако, многие дети при относительно сохранном произношении звуков речи и правильном лексико-грамматическом строе речи испытывают трудности в различии акустически близких звуков ( например: [Ш] – [Щ], [Б] – [П], [З] – [Ж] и т. д.); не умеют определить место, количество и последовательность звуков в словах; затрудняются подобрать с определенном звуком. А также, испытывают серьезные трудности при составлении пересказа, рассказа по картине, по серии картин. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что может привести в дальнейшем к трудностям в школьном обучении.
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ребенок к школе?“» размещена в разделах
Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает появление серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установления их количества и последовательности. По данным В. К. Орфинской простейшие формы такого анализа становятся доступны детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важнейших свидетельств их готовности к обучению грамоте, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.
Примерные игры и упражнения для закрепления навыков звукового анализа слов в домашних условиях.
• Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т. д.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
• Поиграйте с ребенком в игру – соревнование: кто больше придумает слов с заданным звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т. д.) в названиях, которых есть тот или иной звук.
• Игра: «Определи первый звук в слове», научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
• Поймай последний звук в ладошку. Медленно произнести слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
• Горлышко болит. Произнести губами без звука все слово, только последний звук вслух.
• Определение места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине - желтый, в конце слова – зеленый.
• Подбор слов, где заданный звук был бы на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова, в середине, в конце слова. Помните, что звонкие (парные) гласные на конце слова оглушаются, не предлагайте детям таких заданий.
• Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и др.
• Предложите ребенку представить ситуацию: «Представь, тебя пригласили на день рождения. Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы договоримся: имена моих друзей будут со звуком [ш], а твоих со звуком [ж]» и т. д.
• Находясь в магазине, предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.
Как известно, успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Необходимо формировать у детей способность составлять описательные рассказы отдельных предметов, рассказов по сюжетным картинам и сериям сюжетных картин, пересказывать небольшие тексты. При формировании у детей рассказа-описания предлагается опираться на графические схемы, которые широко представлены в альбомах Теремковой.
Очень часто родители жалуются на то, что ребенок не способен запомнить стихотворение, даже четверостишие. Для развития памяти детей и облечения процесса запоминания стихов, рассказов, родителям предлагается использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенно эффективны при разучивании стихотворений мнемотаблицы (схемы). Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.