Ирина Карпова
Консультация для родителей «Готовимся к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы для беседы с родителями.
1. Что для Вас означает выражение «уметь учиться в школе»?
(получать необходимый запас знаний)
2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок
получает в семье?
3. Что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к обучению в
школе»?
Публикация «Консультация для родителей „Готовимся к школе“» размещена в разделах
Под «готовностью» детей к школе, мы понимаем готовность учиться. А это значит - умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить их и на этой основе получать новые. При этом подразумевается общая, психологическая и специальная готовность к обучению.
Общая готовность - уровень такого всестороннего развития, который позволяет активно войти в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Психологическая включает в себя мотивационную и социальную (личностную) готовность, которые при создании условий для всех видов деятельности, обеспечивают развитие мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.
Специальная готовность - дополнение к общей и психологической готовности. Она определяется наличием у детей специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения таких предметов, как математика и русский язык.
Из чего же складывается готовность детей к школьному обучению? 1. Прежде всего, из умения детей приспособиться к новым видам деятельности:
1) Уметь слушать, понимать и решать учебную задачу.
2) Усваивать большой объем инструктивной информации и учебный
Материал.
3) Уметь ориентироваться в школе, классе, в учебнике, в тетради.
4) Уметь слушать, слышать, говорить и спрашивать.
2. Второй компонент - самостоятельность. Различают 4 вида самостоятельности:
1) Поведенческая самостоятельность - способность осуществлять какую-либо деятельность, проявляя инициативу, принимать решения без посторонней помощи.
2) Бытовая самостоятельность - владение навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.
3) Познавательная самостоятельность - исследовательская активность, иниируемая самим ребенком в разнообразных видах познавательной деятельности.
4) Коммуникативная самостоятельность - способность ребенка быть заводилой совместных игр, занятий, легко контактировать с незнакомыми сверстниками и взрослыми; высокая потребность в общении.
3. Третий компонент - интеллектуальная готовность :
1) Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них главные, существенные.
2) Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).
3) Развитая слуховая и зрительная память.
4) Развитие мыслительных операций – аналогии, сравнения, анализ, синтез, классификация предметов и явлений.
5) Развитая моторика мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук.
Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребенок может стать талантливым. А значит, мы с Вами должны сохранить и укрепить здоровье детей. С этой целью необходимо чередовать деятельность интеллектуального характера с двигательной. При перегрузке ребенка переступается порог его умственной работоспособности, что наносит колоссальный вред его здоровью. Переутомленный ребенок становится невнимательным, ухудшается его память.
Все это очень важно. Ребенок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы с вами должны повысить его учебную мотивацию, интерес к учебе. Если он чувствует, что может усвоить знания, он начинает этого хотеть, следовательно, проявит интерес к учебным занятиям. Никогда занятия «из-под палки» не будут продуктивными.
В настоящее время встает вопрос: «Учить ли ребенка читать до школы?». Большинство учителей и родителей говорят - «Да». Да, можно научить ребенка читать, если у него есть такое желание. По мнению известного психолога Г. Цукермана, «буквы ребенок этого возраста запомнит легко, но если они в сознании малыша будут связаны не со звуком, а с предметом или картинкой, это самым плачевным образом может сказаться на дальнейшем обучении чтению и грамоте». Дети старшего дошкольного возраста в состоянии понять, что буква - это знак обозначающий звук. Поэтому, мы в детском саду, и учителя в школе, учим детей слышать звуки, а на этой основе дети зрительно запоминают буквы.
Умение читать и считать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учебу в школе. Прививая детям знания, необходимо убедиться, осмысливает ли их ребенок.
Одним из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы является умение слушать и выполнять задания педагога. Определить, насколько сформировано это умение, можно наблюдая за ребенком во время игры или занятия обучающего характера. При этом нужно обратить внимание на особенности его поведения и отметить:
* внимательно ли он слушает взрослого;
* выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
* старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
* задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения задания;
* признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.
Уже на первых уроках дети выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой организации обучения у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на странице в тетради и в книге, знал, где расположены правая, левая верхняя, нижняя стороны листа и его середина; мог найти нужную строчку, провести линию в нужном направлении.
В связи с этим можно давать детям следующие задания:
Составь узор: в центре листа положи прямоугольник, с левой стороны - круг, с правой стороны овал, вверху листа - квадратик, внизу треугольник и т. п.
Очень хорошо в решении этой задачи помогает графический диктант, когда взрослый диктует схему изображения по клеточкам.
Однако советуем Вам не «натаскивать» ребенка на выполнение тех лил иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительное отношение к учебе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в первом классе станет для ребенка открытием огромного мира знаний, в который он бесстрашно входит.
Самый главный совет - не запугивайте детей школой! Пусть они ждут того дня, когда наденут новый наряд, возьмут букет цветов и портфель, и попадут в новый для них мир.