Папки-передвижки

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»

Ольга Перелигина
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»

Сейчас время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители, бабушки и дедушки занимаются с ребенком с утра до вечера, так что ему и поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А что будет весной? Перед приемом в первый класс? Но может быть и так, что школьный психолог вдруг огорошит маму на приеме: «Ваш ребенок – замечательный, но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно, в гневе: «Насажали «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. И прописи освоил! И он, видите ли, не готов! Что значит – не готов

Публикация «Консультация для родителей „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

Действительно, что же значит – «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У каждого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребенок из обычной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего еще хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребенком, игнорируя законы его психологического развития.

Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребенок в силу проблем своего развития не готов вступать в развернутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернется для него пыткой. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - это вообще некорректное по отношению к маленькому ребенку слово. Моторика, память, мышление – все это прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги, никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Во-первых, ребенок должен уметь видеть учебную задачу, принимать ее. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: «Первый показатель готовности к школе – «прием учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плиткой кухне, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине, в котором плитку купили и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят ее. Почему? Потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребенок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, ее смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитатель написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. Один мальчик придумал такую задачу: «У мамы было 5 ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Дети ответили, что «осталось двое ножниц». На полном серьезе. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют ли считать эти малыши? Да, умеют. Готовы ли к школе? Нет, не готовы.

Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Дошкольники еще не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. Например, на картинке изображена горка, с которой съезжает на лыжах мальчик. А на другой картинке этот же мальчик лежит в сугробе, лыжи торчат в разные стороны. Детям задается вопрос: «Почему так вышло? В чем причина неудач?» Дошкольники отвечают, что «горка крутая», а школьники – что «мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах». В этом заключается представление школьников о себе, как о субъекте деятельности.

Четвертая составляющая: дошкольник живет в игровом пространстве, а школьник в деятельности. Дошкольника интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, парадокс: ведь дошкольник и мыслит – то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, то дошкольник скажет : «А я как будто сделал!» То есть, главным для дошкольников является вопрос «что?», а для школьников - «как?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребенок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребенок недоразвитый». Или: «Ваш ребенок – плохой». Но констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребенку с поступлением в школу надо повременить. Он еще не доиграл.

Публикации по теме:

Консультация «Как оценить готовность ребенка к школе» Невозможно дать однозначные общие рекомендации: хорошо ли отдавать ребенка в школу с шести лет или же совсем наоборот. Каждый ребенок —.

Консультация для родителей на тему «Речевая готовность ребенка к школе» Консультация для родителей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе». Воспитатель: - Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой.

Консультация для родителей подготовительной группы. Что означает готовность ребенка к школе? Консультация для родителей подготовительной группы. Что означает готовность ребенка к школе? Уж очень мы хотим видеть наше обожаемое дитя.

Консультация для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к школе» Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка.

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе». Готовность к школе — это не только обучение чтению и.

Консультация «Готовность ребенка к школе» Ты знаешь, что надо любить мир таким какой он есть знаешь конечно, но знай везде есть негатив, но надо его испарять и делать позитив.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Луговская Е. А. Воспитатель Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада» детский сад №137 «Чижик» г. о. Тольятти Психологическая.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Выступление на собрании родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребёнка к школе» Слайд 1 Речевая готовность к школе. Слайд.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе» Родителям на заметку (или специалист советует) Речевая готовность ребенка к школе С момента начала школьной жизни многие дети сталкиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 21:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД