Анастасия Семененко
Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов ДОУ
«Методики развития зрительного внимания и памяти
у дошкольников»
Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился. Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Но многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов ДОУ „Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Следовательно, ребенка надо развивать и учить. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции, в том числе зрительное внимание и память необходимо через игру.
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающаяся деятельность в дошкольном возрасте. Игре принадлежит огромная роль в развитии всех психических процессов, в том числе памяти и внимания. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность детей воздействия на мир.
В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. Но стоит заметить, что нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.
Возьмем упражнения на зрительную память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?
Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.
Возьмем игру на зрительное внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?
Вывод. Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.
Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отграничить одни предметы или картинки от других, то есть, это дикие животные, а это домашнее
Итак, давайте рассмотрим, что же такое память и внимание, раз их значение так велико в развитии ребенка.
Память – это психический процесс, который включает в себя процесс запоминания и хранения информации. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Детская память очень пластична. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное, то развитие внимания у детей 3-4 лет, а уж тем более в 5 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Внимание ребенка – это индикатор интересов ребенка. Внимание ребенка может привлечь только то, что ему интересно. Поэтому ели вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, играйте с ним и в процессе игры, он усвоит все, что вы хотите ему донести.
Внимание и память ребенка – это два взаимосвязанных психических процесса, которые развиваются параллельно и являются условием развития друг друга.
Ребенок познает мир при помощи своих анализаторов – слух, зрение, обоняние, осязание и тактильные ощущения.
Мы знаем, что до 70 процентов информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрению. Зрительные нервы в несколько раз толще слуховых. Поэтому информация, полученная с помощью зрения, наиболее запоминается и привлекает больше внимания.
Что же такое зрительная память и зрительное внимание.
Зрительная память – способность к запоминанию образов, которые мы видим, это могут быть игрушки, картинки, ролики, фотографии и. т. д. Как правило, увиденное запоминается лучше и надолго. Так же интересные картинки или игрушки сразу привлекают внимание ребенка, это и есть зрительное внимание. Зрительное внимание и зрительная память взаимосвязаны друг с другом и помогают друг другу.
Предлагаем вам игры для развития зрительного внимания и памяти для детей 3-5 лет. Игры на внимание и память также неразрывно связаны между собой, так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.
Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.
Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю не достаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15-20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Методики развития зрительного внимания
1. Посмотри на меня
Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.
2. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
3. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
4. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
5. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.
6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-, нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.
7. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, пальцем или карандашом.
8. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
9. Игра «Найди одинаковое». Ребенку предлагают таблицу, где изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
10. Игра «Найди предмет по его тени».
11. Поиск одинаковых картинок
12. Игры на поиск картинки по образцу.
13. Игры «Лото» и «Домино».
14. Логические задания на поиск заданной последовательности.
15. Интересная прогулка
Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.
16. Маленький сыщик
Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.
Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца, запомнить что-либо. Что же делать если трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит се себя ждать!
Подобного рода игры на развитие внимания у детей 3-4 лет позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в школьном обучении, придаст уверенности в собственных способностях.
Методики развития зрительной памяти
1. Что изменилось? Разложите перед ребенком на столе или полу от 4 до 7 различных предметов (картинок). Дайте ребенку время запомнить, где что лежит. После этого попросите малыша отвернуться, а сами:
- уберите один предмет (картинку)
- либо замените его на др. предмет (картинку)
- как вариант: поменяйте две вещи местами
Попросите ребенка определить, что изменилось.
2. «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).
3. «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
4. «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
5. «Чудесные пары». Необходимо подобрать 10 картинок, связанных между собой по смыслу: должно получиться 5 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти картинки показывают ребенку. Через некоторое время малышу показывают только первую картинку из пары, а вторую он должен вспомнить и назвать. Для тренировки долговременной памяти можно предложить ребенку вспомнить пары картинок через полчаса.
6. «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить» заданный предмет.
7. «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 5 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
8. Игра "Кто больше запомнит?" для 2-6 летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
9. Игра «Угадай, что исчезло»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.
Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвepнуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.
Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась
10. Игра «Очередь»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы. Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».
11. Игра «Подбери пару по цвету»
Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету. Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и так далее). Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их. В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.
12. Игра «Найди цвет» Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).
Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.
Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
13. Игра с карточками
Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.
Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?»
С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.
14. Игра «Прятки в шкафчике»
Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.
Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?
КАРТОТЕКА
«Где спрятана игрушка?»
Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка.
Оборудование: три склеенных между собой спичечных коробка.
Хорд игры: в один из коробков на глазах у ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время,
б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,
в) заменить игрушки.
«Запомни рисунки»
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: ребенку предлагают10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.
«Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1.
Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант 2.
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Какой игрушки не хватает?»
Цель: развивать зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек.
Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
1. увеличив количество игрушек,
2. ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
«Разрезные картинки»
Цель: развивать зрительная память и восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая – разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
«Запомни картинки»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1.
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить детали картинки.
Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?
Вариант 2.
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок в течение 30 секунд – 1 минуты и постараться запомнить все детали рисунка. Затем переверните страницу и покажите ребенку второй рисунок. Пусть ребенок ответит, что изменилось?
«Рисуем по памяти узоры»
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, и мелкая моторика рук.
«Беспорядок в детской комнате».
Задание 1: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и рассказать, что лежит неправильно.
Задание 2: предложите ребенку по памяти нарисовать картинку, разложив все на свои места.
«Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
«Найди такой же корабль»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Задание: предложить ребенку внимательно посмотреть на корабль в течение 5-10 секунд и запомнить его. Затем закройте корабль чистым листом бумаги и попросите ребенка найти такой же среди 7 кораблей.
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть. Из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
«Нарисуй по памяти картинку»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Задание: предложите ребенку нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.
«Расставь точки»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Ход игры: покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.
Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.
«Опиши предмет и его образ»
Цель: развивать образную произвольную память.
Ход игры: игра проводится с группой детей. Детям раздаются кукурузные хлопья (или мелкое печенье). При этом хлопья (или печенье) должны отличаться по форме. Каждый ребенок должен внимательно рассмотреть свой портрет, каждую его деталь. Попросите детей рассказать о своем предмете, на что он похож, как выглядит, даже, если возможно, дать ему название. Дайте установку на запоминание своего предмета. Потом хлопья или печенье собираются. Каждый ребенок должен найти свой предмет, описать его образ.
Эту игру можно проводить с мелкими камушками.
Следует отметить детей, которые правильно нашли свои предметы [33].