Получи документы

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»

Екатерина Игоревна
Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и педагогов : «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»

Связная речь - развёрнутое изложение мыслей, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Ребёнок овладевает связной речью постепенно, так как она является сложной формой речи. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Связность речи – это связность мыслей.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Диагностика навыков связной речи у детей в последние годы показывает, что детям трудно дается: пересказ, пересказ по опорным картинкам, рассказ по серии картинок, рассказ по сюжетной картинке, рассказ-описание. Детям зачастую сложно составить даже простое распространенное предложение по картинке, а также трудно выделить действующих лиц, описать их, или совершаемые ими действия. Очень часто дети испытывают трудности в начале своего высказывания, не могут сформировать или спланировать свою речь. В таком случае педагог задает наводящие вопросы, «цепляясь» за которые ребенок может спланировать свое высказывание.

Исходя из этого, организация обучения детей связной речи предполагает формирование следующих умений :

1. планирование (программирование) собственного высказывания;

2. выбор для высказывания уместных языковых средств.

С целью формирования навыков смыслового программирования высказывания рекомендуются следующие игровые приемы:

1) Д. И. «Найди отличие»

Необходимо сравнить две картинки, указав их сходства и различия. Обговорить их, при этом добиваясь от ребенка полных ответов.

Приведем пример беседы по двум картинкам.

-Что изображено на этих картинках? (полным ответом).

-На них нарисован зайка.

- Это одинаковые картинки или у них есть различия?

-Эти картинки разные.

-Чем отличаются? Ответь полным предложением.

- На первой картинке у зайца в лапах капуста, а на второй – морковь» и т. д.

Работа с сюжетной и предметными картинками осуществялется с помощью следующих дидактических игр:

2) Д. И. «Подбери изображения к картинке».

Ребенку предлагается сюжетная картинка и предметные изображения. Обговорить название картинки, а также выделить вместе с ребенком детали рисунка. Далее ребенку предлагается подобрать те изображения, которые подходят к данному сюжету, а лишнее отодвинуть в сторону.

Приведем пример.

-Какое название подойдет к этой картинке?

-Лето. У реки. Летние каникулы.

-Кто изображен на картинке, что делает? (полным ответом).

- На картинке дети, они играют.

-Чем играют дети?

-Мальчики и собака играют мячом, девочки плетут венки.

- Какие карточки подходят к твоей картинке, и почему? А какие карточки лишние?

3) Д. И. «Составь рассказ»

Ребенку предлагается сюжетная картинка. Очень важно, чтобы она была красочной, интересной; сюжет должен быть понятен ребенку;, на картинке не должно быть большое число действующих лиц. Необходимо придумать название картины, рассказать, что на ней изображено и придумать предшествующие и последующие события (по опорным вопросам).

Приведем пример составления рассказа по сюжетной картине.

-Что случилось у ребят (мальчиков?

-Что сделала девочка?

-Какое название бы подошло к этой картинке?

-Как ты думаешь, почему поругались мальчики?

- Как, по-твоему, может закончится эта история?

4) Д. И. «Что перепутал художник».

Играем, составляем рассказ по картинке. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Ребенок должен найти ошибки, которые сделал художник. Попросите ребенка придумать фантастический рассказ по этой картинке.

5) Д. И. «Опиши предмет»

Ребенку предлагается составить описательный рассказ о предмете, овоще, фрукте, цветке и т. д. Ребенок одновременно прочно усваивает признаки многих предметов, следовательно, расширяется словарный запас, а также учится строить из этих признаков короткий рассказ.

Приведем пример схемы для составления описательного рассказа о любом из предметов мебели.

В работе с серией сюжетных картинок рекомендуются следующие задания:

6) Д. И. «Рассказчик»

В этом задании ребенок составляет рассказ по серии сюжетных картинок с помощью опорных вопросов взрослого. Чем закончится история ребенок придумывает сам.

«Две лягушки»

- Кто отправился в путь?

- Куда они шли?

- Что они несли?

- Что увидели лягушки?

- Что они решили?

- Что случилось с камнем?

- Кто кого испугался? Почему?

Придумай, что было дальше (Как черепаха и лягушки подружились, кто чем потом занимался).

7) Д. И. «Самый внимательный»

Ребенку предлагается восстановить последовательность картинок по памяти или без предварительного показа, также можно определить место «выпавшей» картинки в определенной последовательности. Как только все картинки будут в нужной последовательности, необходимо придумать рассказ по ним. Во время составления рассказа обратить внимание малыша на детали, или подробности рисунка, это поможет сделать рассказ интереснее. Количество сюжетных картинок в серии должно постепенно увеличиваться, и описание каждой картинки становиться более подробным, состоящим из нескольких предложений.

Приведем пример такой серии картинок.

-Внимательно посмотри на картинки, где начало истории, а где конец? Расставь в правильной последовательности.

-Придумай по предложению на каждую картинку, чтобы получился рассказ.

8) Д. И. «Расскажи сказку»

В этом задании развитие связной речи происходит по сюжетам народных сказок с использованием мнемотаблиц.

Покажите ребенку мнемотаблицу к сказке, объясните, что по этим карточкам мы сможем воспроизвести или вспомнить сказку и рассказать ее. Приведем пример таких мнемотаблиц.

В процессе работы с текстом одновременно осуществляется развитие умений смыслового программирования и языкового оформления текста :

9) Д. И. «Найди ошибку»

Взрослый читает два текста: правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Ребенку предлагается сравнить их, назвать искаженный текст и определить, что пропущено.

С правильным текстом все понятно, приведем пример искаженного текста: "Под окном нашего дома росло большое дерево… Вдруг один птенчик упал из гнезда. "

10) Д. И. «Фантазия».

Ребенку предлагается придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки или слова ( например: дети, лес, цветы, земляника, грибы).

11) Д. И. «Вставь пропущенные слова»

В коротком тексте вставить пропущенные слова, значение текста становится ясным из контекста (чем я буду есть суп? Дай мне)

12) Д. И. «Пересказ»

Задания постепенно усложняются и ребенок уже может попробовать составить пересказ по тексту. Взрослый читает интересный, доступный по содержанию рассказ для ребенка, затем задает несколько уточняющих вопросов по тексту. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Можно рассмотреть иллюстрации. Далее следует повторное чтение, после чего ребенку предлагается пересказать текст самостоятельно.

13) Д. И. «Составь рассказ»

Ребенку предлагается составить самостоятельный рассказ. Чаще это рассказ из личного опыта ребенка. Такая работа требует умения самостоятельно выбрать языковые средства, правильно выстроить их в предложения, определять и удерживать в памяти последовательность событий.

Темами подобных рассказов:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т. д.

Подводя итоги, хочется отметить, что связная речь дает понять о сформированности навыков речи в целом, и звукопроизношения ребенка, лексического запаса, владении грамматическими нормами речи, ее образности и выразительности.

Список использованной литературы

1) Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в корр. классе»»

Картинки, использованные при составлении статьи

1)Игра «Забавы в картинках», выпуск: «Подбери слова к рассказу», «Найди различие», «Истории в картинках», «Что перепутал художник».

2)Реутина И. Н «Серии картин для развития речи детей»

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями,.

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей Банникова Елена Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №83 «Фея» Гильманова Людмила Викторовна, заведующий.

Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста» Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста. Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей.

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА». Консультация для родителей: «Формирование правильной.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет» Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Консультация для педагогов и родителей «Значение оригами в развитии детей дошкольного возраста» Значение оригами в развитии детей дошкольного возраста. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания.

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет.

Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста Уважаемые родители! Для успешного обучения Вашего ребенка в школе у него должны быть развиты следующие умения и навыки: 1. умение четко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 июля 2016 в 15:37
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД