МААМ-картинки

Консультация для родителей и педагогов по развитию речи в раннем возрасте

Анастасия Саъдиева
Консультация для родителей и педагогов по развитию речи в раннем возрасте

Развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Важнейшим показателем развития ребёнка-дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности. «Стало аксиомой, что дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется прежде всего развитием игры».

Публикация «Консультация для родителей и педагогов по развитию речи в раннем возрасте» размещена в разделах

В процессе социально-исторического развития человека, игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. Окружающая ребёнком действительность многообразна, а в игре находят отражения лишь отдельные её стороны: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В современном социуме у ребёнка появилось разнообразие видов игрушек. «Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребёнка к этим предметам» В дошкольном возрасте игра-это ведущий вид деятельности. В младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок отражает отдельные действия взрослых, преобладают большие куклы, автомобили легковые и технические, коляске, игрушки со звуком, резиновые игрушки, игрушки, изображающие различных животных и мягкие игрушки. На свежем воздухе ребёнок отдаёт предпочтение савку, лопате и ведёрку.

Содержание игр не сложное: ребёнок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый. «Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества».

У ребёнка первых лет жизни уже есть потребность в познании окружающего мира. Крупская Н. К. говорила об игре как о «серьёзной форме учения». Велики возможности игры в удовлетворении потребности общения.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия в игре: варить, купать, возить, катать. Затем появляются ролевые обозначения, связанные с действиями: «я-мама», «я-водитель», «я-врач». Дети исполняют роли тех взрослых, деятельность которых требует атрибутики: мама варит кушать, врач смотрит горлышко, папа водит машину. Поэтому дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, возможны и предметы-заместители (палочка-меч).

В течении второго года жизни ребё нок должен научиться выполнять разные игровые действия: укладывать и кормить куклу, катать куклу в коляске, варить еду, перевозить в машине предметы. Ребёнок должен дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай», «Ляля помыла ротик»). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Воспитатель сопровождает все свои действия в течении дня речевыми высказываниями, что помогает ребёнку расширять свой пассивный и активный словарь.

В начале второго года жизни взрослый знакомит детей с логическим завершением предметного действия, с его результатом. Усложняя действия с пирамидкой, воспитатель показывает чёткую последовательность нанизывания колец от большого к маленькому; учит складывать башенку, чередуя кубики двух цветов. Воспитатель учит через игрушку и игру в неё различать цвет и величину предметов, различать их форму, пополнять пассивный словарь малыша новыми словами.

Ребёнок конца второго-начала третьего года жизни, играя, надевает юбку, бусы. Он может стать мамой или животным, пойти в гости. Для развития игры и речи, взрослый предлагает детям разные предметы из наряда (в уголках «ряженья»). У детей к трём годам появляется «чёткий внутренний план», которому он будит следовать.

Как подчёркивает З. Фрейд, все дети хотят быть большими, эта тенденция чрезвычайно выражена в детской жизни, отсюда развитие игровых форм деятельности. «Игра –это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии» .

Подводя итоги вышесказанному, хочется уделить внимание требованиям к игрушкам детей дошкольного возраста : игрушка должна содействовать развитию ребёнка, расширять его кругозор, быть динамичной,т. е. побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Игрушка должна быть привлекательна, красочно оформленная, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональные связи с ней. И главное на сегодня при всём многообразии видов игрушек, актуальна проблема её качества. Игрушка должна отвечать гигиеническим и техническим стандартам безопасности.

Таким образом, роль игры и игрушки для развития младшего дошкольника неоспоримо велика.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребёнка идё т по следующим параметрам: сенсорное развитие; развитие игры и действия с предметами, формирование изобразительной и конструктивной деятельности, воспитания навыков самостоятельности, развитие общих движений и конечно,- развитие активной речи. «Речь- могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности» .

В своей работе мы хотим подробно остановиться на вопросе развития связной речи детей раннего дошкольного возраста. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

«Связная речь подразумевает взаимосвязь речевых задач по формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию словаря». Такую работу с детьми младшего дошкольного возраста необходимо проводить поэтапно. Рассмотрим их :

На подготовительном этапе необходимо:

-учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия;

-формировать представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику.

На втором этапе требуется:

-сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание строится по определённой схеме, имеет свою структуру (начало, середину, конец);

-научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи;

-развивать навыки самостоятельной речи при составлении сюжетных рассказов по картинкам совместно с воспитателем;

-учить детей умению последовательно, пофразно излагать повествовательный рассказ;

-прививать навыки самостоятельного описания предмета.

На заключительном этапе необходимо:

-учить детей умению вести диалог в играх-драматизациях, монолог;

-подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. Развитие понимания речи, в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами. Этому способствует социальная среда в которой ребёнок находится. Также социальные институты развития : семья, детский сад, возможно первые досуговые центры. Третий год жизни- период наибольшего увеличения активного словарного запаса.

Первоначальный этап освоения словаря детьми младшего дошкольного возраста в условиях детского сада связан с решением основной педагогической задачи-введением ребёнка в новые общественно-бытовые условия. Например, педагог ведё т детей мыть руки и обязательно сопровождает действие речью: «Вот, кран, отсюда идёт вода, а вот красивое мыльце, оно помогает делать руки чистыми и есть его нельзя. А вот мыльница, в ней живёт мыло, какого она цвета?» и т. п. В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям.

Уже в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе детей до 3-х лет, следует уделять внимание:

-обогащению и активизации словаря ребёнка;

-работе над смысловой стороной слова;

-формированием грамматического строя речи;

-отработке звуковой культуры речи;

Развитию связной монологической речи.

Итак, необходимым условием для проявления ребёнком речевой активности является его общение с взрослым, двигательная и игровая деятельность, организация непосредственной образовательной деятельности, способствующей развитию речи.

Публикации по теме:

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Родительское собрание в старшей группе «Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста» «Старший дошкольный возраст – какой он?» Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов по развитию речи в раннем возрасте
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 19:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД