Анастасия Саъдиева
Консультация для родителей и педагогов по развитию речи в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Важнейшим показателем развития ребёнка-дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности. «Стало аксиомой, что дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется прежде всего развитием игры».
Публикация «Консультация для родителей и педагогов по развитию речи в раннем возрасте» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В процессе социально-исторического развития человека, игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. Окружающая ребёнком действительность многообразна, а в игре находят отражения лишь отдельные её стороны: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
В современном социуме у ребёнка появилось разнообразие видов игрушек. «Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребёнка к этим предметам» В дошкольном возрасте игра-это ведущий вид деятельности. В младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок отражает отдельные действия взрослых, преобладают большие куклы, автомобили легковые и технические, коляске, игрушки со звуком, резиновые игрушки, игрушки, изображающие различных животных и мягкие игрушки. На свежем воздухе ребёнок отдаёт предпочтение савку, лопате и ведёрку.
Содержание игр не сложное: ребёнок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый. «Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества».
У ребёнка первых лет жизни уже есть потребность в познании окружающего мира. Крупская Н. К. говорила об игре как о «серьёзной форме учения». Велики возможности игры в удовлетворении потребности общения.
У младших дошкольников преобладают бытовые действия в игре: варить, купать, возить, катать. Затем появляются ролевые обозначения, связанные с действиями: «я-мама», «я-водитель», «я-врач». Дети исполняют роли тех взрослых, деятельность которых требует атрибутики: мама варит кушать, врач смотрит горлышко, папа водит машину. Поэтому дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, возможны и предметы-заместители (палочка-меч).
В течении второго года жизни ребё нок должен научиться выполнять разные игровые действия: укладывать и кормить куклу, катать куклу в коляске, варить еду, перевозить в машине предметы. Ребёнок должен дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай», «Ляля помыла ротик»). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Воспитатель сопровождает все свои действия в течении дня речевыми высказываниями, что помогает ребёнку расширять свой пассивный и активный словарь.
В начале второго года жизни взрослый знакомит детей с логическим завершением предметного действия, с его результатом. Усложняя действия с пирамидкой, воспитатель показывает чёткую последовательность нанизывания колец от большого к маленькому; учит складывать башенку, чередуя кубики двух цветов. Воспитатель учит через игрушку и игру в неё различать цвет и величину предметов, различать их форму, пополнять пассивный словарь малыша новыми словами.
Ребёнок конца второго-начала третьего года жизни, играя, надевает юбку, бусы. Он может стать мамой или животным, пойти в гости. Для развития игры и речи, взрослый предлагает детям разные предметы из наряда (в уголках «ряженья»). У детей к трём годам появляется «чёткий внутренний план», которому он будит следовать.
Как подчёркивает З. Фрейд, все дети хотят быть большими, эта тенденция чрезвычайно выражена в детской жизни, отсюда развитие игровых форм деятельности. «Игра –это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии» .
Подводя итоги вышесказанному, хочется уделить внимание требованиям к игрушкам детей дошкольного возраста : игрушка должна содействовать развитию ребёнка, расширять его кругозор, быть динамичной,т. е. побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Игрушка должна быть привлекательна, красочно оформленная, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональные связи с ней. И главное на сегодня при всём многообразии видов игрушек, актуальна проблема её качества. Игрушка должна отвечать гигиеническим и техническим стандартам безопасности.
Таким образом, роль игры и игрушки для развития младшего дошкольника неоспоримо велика.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребёнка идё т по следующим параметрам: сенсорное развитие; развитие игры и действия с предметами, формирование изобразительной и конструктивной деятельности, воспитания навыков самостоятельности, развитие общих движений и конечно,- развитие активной речи. «Речь- могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности» .
В своей работе мы хотим подробно остановиться на вопросе развития связной речи детей раннего дошкольного возраста. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
«Связная речь подразумевает взаимосвязь речевых задач по формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию словаря». Такую работу с детьми младшего дошкольного возраста необходимо проводить поэтапно. Рассмотрим их :
На подготовительном этапе необходимо:
-учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия;
-формировать представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику.
На втором этапе требуется:
-сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание строится по определённой схеме, имеет свою структуру (начало, середину, конец);
-научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи;
-развивать навыки самостоятельной речи при составлении сюжетных рассказов по картинкам совместно с воспитателем;
-учить детей умению последовательно, пофразно излагать повествовательный рассказ;
-прививать навыки самостоятельного описания предмета.
На заключительном этапе необходимо:
-учить детей умению вести диалог в играх-драматизациях, монолог;
-подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. Развитие понимания речи, в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами. Этому способствует социальная среда в которой ребёнок находится. Также социальные институты развития : семья, детский сад, возможно первые досуговые центры. Третий год жизни- период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
Первоначальный этап освоения словаря детьми младшего дошкольного возраста в условиях детского сада связан с решением основной педагогической задачи-введением ребёнка в новые общественно-бытовые условия. Например, педагог ведё т детей мыть руки и обязательно сопровождает действие речью: «Вот, кран, отсюда идёт вода, а вот красивое мыльце, оно помогает делать руки чистыми и есть его нельзя. А вот мыльница, в ней живёт мыло, какого она цвета?» и т. п. В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям.
Уже в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе детей до 3-х лет, следует уделять внимание:
-обогащению и активизации словаря ребёнка;
-работе над смысловой стороной слова;
-формированием грамматического строя речи;
-отработке звуковой культуры речи;
Развитию связной монологической речи.
Итак, необходимым условием для проявления ребёнком речевой активности является его общение с взрослым, двигательная и игровая деятельность, организация непосредственной образовательной деятельности, способствующей развитию речи.