Приложение МААМ

Консультация для родителей «Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»

Наталья Парфенова
Консультация для родителей «Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из эффективных средств познания ребёнком семейных традиций, усвоения смыслов и мотивов человеческой деятельности является игра – драматизация. Семья, по признанию учёных, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям“» размещена в разделах

Механизмами, обеспечивающими приобщение ребёнка к семейным ценностям, являются праздники, подарки, забота о старших и младших членов семьи, традиционный этикет, фольклор, трудовые традиции, народные игры, танцевальное искусство и др.

Игра в народной педагогике являлась одним из самых эффективных средств приобщения ребёнка к семейным ценностям, усвоения мужских и женских ролей в семье. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в социуме, мужские и женские умения и навыки, оттачивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В процессе игр дети приучались к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей: смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия. Таким образом, в процессе игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В процессе игры и подготовки к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Данные характеристики, приобретаемые в процессе игр-драматизаций (взаимопомощь, внимание, забота, готовность выслушать, являются также и основными составляющими семейных отношений. Все это позволяет рассматривать игры-драматизации как одно из педагогических условий приобщения дошкольников к семейным ценностям.

В инсценировках, где дошкольникам предоставляется возможность проигрывания ролей привлекательных персонажей - добрых, заботливых, миролюбивых, отважных, должны находить отражение нравственные семейные отношения. Игры-драматизации воспитывают такие чувства, как гуманность, сопереживание, доброжелательность, способствуют проявлению сочувствия. Именно такие чувства определяют развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста, которые в условиях инсценирования проявляются наиболее живо и непосредственно.

В качестве сюжетов игр-драматизаций нужно выбирать сюжеты художественных произведений, которые своим содержанием формируют идеальные представления о социальных ролях матери/отца, жены/мужа, хозяйки/хозяина дома, которые в будущем предстоит выполнять девочкам и мальчикам. Художественные тексты необходимо отбирать по принципу смыслового содержания, сам жанр используемой литературы не является принципиальным. Важно, чтобы художественное произведение заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно-развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько «сквозных» героев, наряду с героями эпизодическими, активно участвующими в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в играх-драматизациях, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из семейной жизни (смешной случай, важное событие, добрый поступок). Художественные произведения, отобранные для игр-драматизаций, должны способствовать формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, в которой почтительно, с уважением относятся к старшим, главной ценностью которой являются дети. Важно формировать у дошкольников собирательный, обобщенный положительный образ девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких).

Образцом самоотверженной любви, милосердия является образ Аленушки в сказке С. А. Аксакова «Аленький цветочек». В качестве педагогического приема можно использовать драматизацию отдельных фрагментов, ярко раскрывающих нравственные качества героини и реплики, отражающие ее отношение к батюшке и Чудищу лесному: «Милый батюшка», «Ах, встань, пробудись, милый друг».

В процессе игр-драматизаций у девочек и мальчиков формируются представления о семейных половых ролях репертуаре. Дошкольники учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их мам и пап, сравнивая, анализируя и проигрывая жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи. Детям можно предложить выполнить различные творческие задания, например:

• представить и изобразить, как «мама» укладывает спать «ребенка», напевает ему песенку, нежно баюкает и ласкает;

• изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печет пироги, идет в магазин за продуктами;

• пользуясь мимикой, передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих «родителей» к своим «детям»;

• изобразить с помощью мимики, жестов, интонации «гневную жену», вызвав у детей осуждение, негативное отношение к увиденному;

• показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

• произнести от лица «мамы» определенную фразу ( например: «Почему ты не убрала за собой игрушки?») возмущенно, удивленно, с грустью, тихо, громко, передавать позой, что в данный момент делает мама;

• изобразить, как обращается к детям («Здравствуйте, дети!») папа, если он уставший, в хорошем или плохом настроении.

Такая работа помогает сделать драматизацию интереснее и содержательнее.

С помощью игры-драматизации дошкольников знакомят с правилами поведения в семье: уважать интересы каждого, не пользоваться личными вещами без разрешения, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать заниматься любимым делом, отдыхать, проявлять заботу друг о друге, о малышах и пожилых, просить прощение за причиненные неудобства. Дети усваивают мысль, что в крепкой, дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми, счастливыми.

Представления о семейных обязанностях также возможно формировать посредством игр-драматизаций. Детей знакомят с тем, что папы и мамы, мальчики и девочки выполняют разные обязанности в семье. Той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины, а той, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, - женщины. Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают уют и тепло в доме.

Для формирования представлений детей о семейных обязанностях можно использовать следующий сценарий игры-драматизации по стихотворению В. Орлова «У меня полно хлопот» и др.

Игра-драматизация дает возможность педагогам, а также родителям проявлять свое отношение к творческой работе ребенка, поддерживать его в образовании, сотрудничать в обретении ребенком бесценных и вечно актуальных ценностей : трудолюбия, взаимопомощи, любви к близким, почитания старших и т. д. Постижение семейных ценностей способствует обретению ребенком идентичности - основного фактора социализации, формированию здоровой личности и в конечном итоге укреплению государственности.

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

«Репка». Игра-драматизация«Репка». Игра-драматизация Ребячий досуг. Каким он должен быть, чтобы доставлять радость и детям и взрослым? Стало уже традицией в нашем детском саду, ежегодно.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Игра-драматизация в театрализованной деятельности ДОУ «Волшебный мир – театр». Волшебный мир игры и приключений, Любой малыш здесь хочет побывать: Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Конспект открытого занятия для дошкольников с ОВЗ «Игра — драматизация сказки «Репка»Конспект открытого занятия для дошкольников с ОВЗ «Игра — драматизация сказки «Репка» Цель: Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ с использованием театрализованной деятельности. Задачи: 1. Образовательные.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 10:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Парфенова (УИ 2990489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД