ИРИНА ЛЫКОВА
Консультация для родителей «Игры в песочнице»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. В своей работе на занятиях я активно использую песок.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?
Публикация «Консультация для родителей „Игры в песочнице“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Песок для игр - занятий должен быть крупный, мелкий, средний приятного желтоватого оттенка, можно и цветной кварцевый песок. Я люблю работать с цветным песком. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.
Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).
Использование игр с песком, особенно для детей с нарушениями речи, с которыми я работаю, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. И, конечно, игры с песком будут интересным занятием дома.
Игровые упражнения с песком решают очень многие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить познавательный интерес.
Вот интересные и занимательные игры, которые можно использовать в песочнице.
Родителям я предлагаю вот такие игровые упражнения с песком.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы, ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
Словарная работа
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки, глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
Совершенствование грамматического строя речи
«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Родитель расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Развитие фонематических представлений
Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук (Молоко, Мяч)
«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад». Родитель закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски». Родитель (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
Развитие связной речи
«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет, и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Обучение грамоте
«Найди буквы и назови». Родитель прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Прочитай слово». Родитель пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Развитие мелкой моторики
«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.