Татьяна Викторовна Самусевич
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе: советы родителям первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как подготовить ребенка к школе : советы родителям первоклассников»
Вот и приближается тот день, когда Ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И сейчас Вас волнуют вопросы: «Готов ли мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Будут ли у него в школе друзья? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?»
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе: советы родителям первоклассников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Темочки
Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе является важным фактором, который определяет дальнейшее развитие личности ребёнка, успешность обучения, взаимоотношения со сверстниками, старшими школьниками и педагогами.
Современная специальная литература дает множество советов : как развивать речь ребенка, как подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д.
Например, А. А. Люблинская («Детская психология» — Москва, «Просвещение») отмечала некоторые показатели готовности ребёнка к обучению к школе : владение связной, грамматически и фонетически правильной речи, развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев, умение слушать. Но особое внимание обращается на формирование желания учиться, интереса к знаниям, радости от узнавания нового.
Значимый компонент готовности Г. А. Урунтаева («Дошкольная психология» – Москва, Издательский центр «Академия», 2013г.) связывает с развитием познавательной сферы ребёнка, так как в школе он переходит к систематическому усвоению научных понятий, основ наук. Она подчеркивает, что более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему, а знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе.
Что необходимо знать и уметь ребенку подготовительной к школе группе.
1. Уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться, не разбрасывать свою одежду. Очень важно приучить ребенка к гигиене : утренние процедуры, следить за собой в течении всего дня – поправить прическу и одежду. Уметь убирать свое рабочее место и бережно относиться к вещам.
2. Уметь вести себя дружелюбно со сверстниками и знать как вести себя со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением. Должен знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста».
3. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
4. Знать великих русских поэтов и писателей и их произведения.
5. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ / сказку, составить / придумать рассказ по картинке.
6. Различать гласные и согласные звуки.
7. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков с помощью хлопков, шагов, в словах. Например, «мак», «дом», «зубы», «осы» и т. п.
8. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать 30 – 35 минут.
9. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
10. Знать цифры первого десятка.
11. Называть числа в прямом и обратном порядке.
12. Знать состав чисел первого десятка : из единиц / двух меньших чисел.
13. Составлять цифру и число предметов.
14. Знать знаки «+», «-», «=».
15. Уметь сравнивать предметы по величине.
16. Составлять и решать арифметические задачи.
17. Измерять длину предметов с помощью условной меры.
18. Уметь различать правую и левую сторону.
19. Уметь ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
20. Уметь давать обобщающие понятия предметам. Например, стол, стул, шкаф – это мебель и т. д.
21. Знать времена года, названия дней недели и месяцев, а также их последовательность.
22. Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.
23. Быть физически подготовленным, обладать физическими силами и выносливостью.
Но говорить надо не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и о душевной и психологической готовности к школе, от которой зависит не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка.
Считается, что психологическая готовность к школе состоит в том, что ребёнок овладевает предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств.
В психологическую готовность к школе О. А. Карабанова («Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» Москва, 2005г.) включает «сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно; наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий; освоение новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками».
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Психологической готовностью ребенка к обучению в школе является высокий уровень мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер.
Итак, семья – это первая среда развития ребё нка: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовыми очками» облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новую, интересную среду – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и готовность, родители должны хорошо знать своего ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен, иными словами, относиться к нему как к себе.
Чтобы добиться наибольшего эффекта, необходимо постоянно обращать внимание на поведение ребенка, общаться с ним:
1. Помогайте ребенку получить положительный результат.
2. Хвалите его за любые, даже незначительные успехи. Ребенку необходима положительная оценка его деятельности.
3. Обязательно внушайте ребенку оптимизм : «У тебя обязательно все получиться», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».
4. Давайте ребенку возможность высказаться, не перебивайте его.
5. Если Вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его откровенность и выяснить причину. Причинами лжи могут служить:
- развитое воображение;
- нужда в похвале или проявление любви взрослого;
- попытка скрыть свою вину;
- попытка избежать наказания;
- неуверенность в собственном успехе;
- желание показать свою враждебность к тому, кто лжет.
6. Читайте, слушайте, смотрите с ребенком добрые сказки и мультфильмы, все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.
7. Установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок.
8. Делайте все от Вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Не подавляйте его инициативу, познавательную активность.
9. Детские вопросы демонстрируют развитие любознательности ребенка – давайте ответы на его вопросы.
10. Запреты и требования должны быть гибкими, постарайтесь объяснить ребенку причину запрета и требования. Запретов и требование не может быть много.
11. Не будьте агрессины и раздражительны по отношению к ребенку. В ответ на любую агрессию Вы получите агрессию. Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окрики и резкость.
12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (родственниками, друзьями).
13. Не ждите от ребенка немедленного результата, он учится учиться.
14. Покупайте детские журналы и совместно разгадывайте детские ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это помогает развивать не только логическое мышление, но и чувство взаимопомощи (чувствовать поддержку и опору близких людей).
15. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть со всеми его недостатками и достоинствами.
16. Цените время, проведенное в обществе Вашего ребенка. Старайтесь делать домашнюю работу вместе.
17. Внимательно относитесь к здоровью ребенка.
Хорошее здоровье – залог успешного обучения в школе!