Наталья Филипьева
Как учить детей чисто говорить?
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжая тему развития речи дошкольников, я хочу напомнить, что каждое слово состоит из звуков. В своё время М. В. Ломоносов сказал: «Всем кто хочет добиться успеха нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости голоса».
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и личность в целом.
Публикация «Как учить детей чисто говорить?» размещена в разделах
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
В начале каждого учебного года проводится обследование речи детей и на основе этого строится последующая работа.
Ежедневно утром и вечером мы проводим с детьми артикуляционную гимнастику: «облизываем варенье с губ», «чистим зубки языком», «цокаем как лошадки», делаем «иголочку», «лопатку», «играем в футбол», делаем «баранки», «часики», сдуваем бабочку с цветка. Так же мы проводим игры на развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…», «Выбери картинку», «Поймай рыбку» и т. д.
Как во время занятий так и в свободной деятельности мы проводим с детьми пальчиковую гимнастику, такие упражнения как: «засолка капусты», «на двери висит замок», «человечки» (побежали вдоль реки, «домик» и многие другие. Работа над чистотой произношения подразумевает развитие слухового внимания. Мы используем игры: «Скажи, что ты слышишь?» (с закрытыми глазами, «Где позвонили?», «Кукушка» и т. д.
В утренние и вечерние часы, занимаясь индивидуально, мы отрабатываем правильную артикуляцию речевого аппарата (губ) при произношении того или иного звука. На начальном этапе по постановке звуков мы обучаем детей дыхательной гимнастике: вдох и выдох на счёт, чтение стихов на одном дыхании, «гудок», «шум ветра», жужжание, «писк комара», «подуй на свечу», «ёжик», поём звуки. Одновременно у нас проходит знакомство с гласными звуками: гласные звуки – те, которые можно петь: А-А - А – укачивание ребёнка, АУ – «в лесу», «поезд» - ууу. Мы учим, что когда мы произносим согласный, то встречается преграда – губы, зубы или язык: «молоточек», «песенка водички»…и т. п.
В нашей работе нам помогают такие книги: «Воспитание у детей правильного произношения» Фомичёвой М. Ф., «Речевые игры с детьми» Селивёрстова В. И., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарного В. В., «Как учить детей чисто говорить» составитель Котельникова М. В., «Развитие речи. Уроки риторики» Антоновой Л. Г. и других авторов.