Галина Поляничева
Консультация для родителей. «Как важно… считать ворон».
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
«Как важно… считать ворон».
Спросите любую маму, катящую по улице коляску с малышом, каким она хочет вырастить своего ребенка. Ну, конечно, здоровым и умным. Чтобы хорошо учился в школе, чтобы в жизни добился успеха. Что же делать родителям, чтобы достичь заветной цели? Определить ребенка в лицей? Окружить развивающими игрушками? Приставить гувернера? Самому учить читать, писать, считать? Возможностей много. Но есть нечто, что лежит в основе их осуществления и поэтому требует внимания с первых дней жизни малыша: он должен овладеть языковыми навыками. Что же такое речевое развитие (а оно идет рука об руку с интеллектуальным? Это умение говорить, слушать и понимать речь (потом - читать и писать). Если с “говорить” все более или менее понятно - это адекватное использование языка для целей общения и действия, то важность умения слушать и понимать речь недооценивается. А ведь именно этот навык лежит в основе школьного обучения. Ребенок эффективнее всего усваивает язык, развивает ум тогда, когда слушает взрослых, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. А кто в принципе может уделить этому столько внимания как не родители дома? Если среда, в которой воспитывается ребенок, богата в языковом отношении, если вокруг него звучит грамматически правильная речь взрослых, это стимулирует его речевое развитие, расширение словарного запаса, формирует культуру общения. Обедненная речевая среда сдерживает эти процессы.
Публикация «Консультация для родителей, „Как важно… считать ворон“,» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Консультации для родителей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Установлена четкая зависимость между качеством стимуляции в домашнем окружении
младенца и его речью в три года. К этому возрасту, некоторые дети уже становятся
достаточно компетентными “ораторами”. Качество языковой среды напрямую зависит от
уровня образованности родителей. “ Малообразованные” и “образованные” общаются со
своими детьми на разных языках. У первых, речь беднее, предложение грамматически хуже не всегда правильно преобладает форма настоящего времени. С ее помощью трудно передавать сложные желания, чувства, мысли, объяснять ребенку причины явлений и поступков. Этот так называемая речь с ограниченным кодом. Чем образованнее мать, тем шире она использует сложные языковые конструкции, распространенные предложения в разных временах. Все это точнее передает мысли, чувства, несет большой объем информации. Это речь со сложным кодом. Такая мать, если ей надо утихомирить ребенка, мешающего телефонному разговору скажет: “Помолчи пожалуйста минутку, мне надо поговорить по телефону”, тогда на языке с ограниченным кодом звучит как “ Замолчи!”. Еще раз: умение вашего малыша говорить, слушать, думать во многом только от вас. А от качества раннего языкового интеллектуального развития решающим образом зависит уже и школьные успехи и профессиональная карьера и умение общаться, и уверенность в себе…
И так, мамы и папы, дедушки и бабушки, ваше призвание вам понятно. Теперь постарайтесь совместить его с реальностью: осознать стратегию вашего родительского поведения. Стратегия может быть такой: “Озадачиваться каким-то речевым развитием мне некогда, да и немых у нас в родне нет-все говорят, и мой ребенок будет не хуже”. Или такой: “ Я постараюсь обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные, в рамках моего уровня и образа жизни условия развития”. Или такой: “ У моего будет все самое лучшее, самое дорогое, самое престижное - только так можно вырастить достойного человека”. Могут быть и другие варианты. Мы сейчас не будем анализировать их этические и материальные стороны. Нам сейчас важно другое. Важно понять, что и в случае полнейшего неведения о собственной родительской роли в познавательном развитии ребенка, и в случае целенаправленных “развивающих” усилий суть родительского поведения одинакова: они влияют на развитие детей тем, как, сколько, о чем с ними разговаривают.
Отсюда три вывода:
-как легко вырастить умника - надо разговаривать с ним!
-как трудно вырастить умника - надо разговаривать с ним!
-как легко вырастить “не умника”- надо не разговаривать с ним!
Значит, вопрос вопросов - КАК РАЗГОВАРИВАТЬ?
Спокойно, все не так страшно, как кажется. Ответ на вопрос очень простой: разговаривать с ребенком надо так, чтобы у него (и у вас) при этом работала мысль и чтобы его (и вас) не покидало глубинное ощущение безопасности и любви. Как это сделать? Об этом ниже.
Прежде давайте уточним смысл глагола “разговаривать”. Объясняются все, понятно, не
знаками-словами, но вот что с этими словами объясняют? Что говорят мамы копошащимся в песочнице детям? “Дай Пете совочек” “Не бросай песочек в Катю”… Все это не беседа, т. е. не обсуждение темы двумя равноправными сторонами. Это не рассказ, не познавательное сообщение, не обмен эмоциональными переживаниями. Но беда в том, что львиную долю родительского речевого воздействия на детей составляют даже не эти речевые формы, а фразы “диктаторского” типа вроде “ Ешь!”, “Собирай, игрушки”… Проще простого разговаривать с совсем крохой по принципу “что вижу, то пою” “Какой красивый цветок! Цветок желтый. А как он пахнет?” Или: “Ваня идет по лестнице. Раз-два, раз-два, одна ножка, другая. ” С ребенком постарше описательность надо дополнить логико-мыслительными операциями. Например, на прогулке хорошо бы вместе с малышом:
-полюбоваться первой травкой или первым снежком и выяснить, кому, что в них кажется
самым красивым;
-посчитать ворон, сидящих на деревьях, определив, где их больше;
-найти отличия между “Мерседесом” и “BMW” и обсудить их;
-устроить соревнование, кто быстрее и больше заметит синих машин на дороге (или рыжих собак).
Иными словами, просто беседовать обо всем, что вокруг! Отвечать на вопросы.
Выражать свое мнение об увиденном и выслушивать мнение ребенка. Строить совместные планы на ближайшее будущее, обсуждать недавние события и собственное настроение…
Больше используйте открытые вопросы, предполагающие не механический отзыв типа “да-нет,” а развернутый, за которым-осмысление вашего вопроса.
Очень часто, особенно в детском саду, общение с детьми сводится к типовым ситуациям с типовыми вопросами и ответами. О какой работе мысли тут говорить?
А вот вопросы “Чем отличается апельсин от мяча?” или даже “Что интересного было сегодня днем?” они слышат редко. Используйте вопросы выбора: от “Тебе кашу с молоком или без?” до “Какой стишок прочтешь папе на день рождения и почему?” Главное при этом дождаться выбора и его обоснования. Развитие речи идет параллельно с развитием мышления, памяти, расширением кругозора. Благотворное влияние на все эти процессы оказывает чтение книг; игры, предполагающие логические мыслительные операции и развивающие память и внимание (например “да и нет не говорите” или поиск изменений на картинке; или описание предмета по памяти и т. п.); стихи, рассказы.
Помните, для малыша вы самый мощный источник знаний, поэтому он и засыпает вас вопросами. Радуйтесь бесконечным “как,” “почему,” “зачем,” значит, ваше чадо активно исследует мир. И, кстати, ответы на вопросы- прекрасная возможность укрепить ваш авторитет Все Знающего и Самого Умного.
Обязательно надо слушать, что говорит малыш, т. е. беседа должна быть диалогом с
соблюдением очередности высказываний. У ребенка должен быть взрослый, который
беседует вместе с ним, и ребенок не сомневается, что его хотят слушать. Всегда можно найти минутку, чтобы вместе продекламировать стихи, спеть песенку. Придумывайте вместе истории, новые версии известных историй (“А если бы Золушка не успела убежать с бала до 12 часов, что было бы)” Обсуждайте книжки (“ Мне так понравился Страшила, а тебе?”, телепередачи (“ Я не смотрел последнюю серию, расскажи мне”); просите ребенка описывать события (“ Давай расскажем папе о том, что было в магазине”). Ребенок, когда играет, непрерывно разговаривает, так что игра хороший предлог для того, чтобы поговорить - обогатить игру. Речь и игра неразрывны: в ролевой игре нельзя обойтись без определенного плана. И редко кто из детей не использует в такой игре речь, обращенную к себе или другим.
Поощряйте подобные игры, так как, фантазируя, ребенок тренирует речь. Родителям надо всегда помнить, что они являются для своих детей речевым образцом.
Лучший способ проверить грамотность собственной речи - попросить оценить ее того, в чьей грамотности вы не сомневаетесь. И постараться исправить ошибки, закрепив правильное произношение.
Мы еще не касались эмоциональной составляющей речевого взаимодействия детей и
родителей. Важно не только то, что мы говорим, не менее важно - как. Поэтому
психологический комфорт ребенка, его душевная гармония очень во многом определяются тоном общения в семье. Преобладание позитивных интонаций, трансляция понимания и принятия способствуют выработке позитивного отношения к родителям и миру, эмоциональной близости детей и родителей и в конечном счете формированию здоровой личности. Казалось бы, какой смысл говорить с не имеющим возможности участвовать в диалоге Младенцем? Смысл в том, что, когда вы разговариваете с младенцем, кроме того, что вы вводите его в человеческий мир, вы даете ему ощущение тепла и безопасности.
Кстати, по тону родительской речи - даже не вникая в ее содержание - можно понять,
как мама или папа относятся к своему ребенку (да не только к ребенку-к жизни в целом).
Ведь “балбес” и “радость моя” могут быть окрашены одинаково. Вспомните, как звучит ваш голос, когда вы обращаетесь к малышу: жизнерадостно, понимающе, заискивающе, ласково, зло. Или вы в общении с ним “командный голос вырабатываете?” Объективно оценить себя, основываясь лишь на данных рефлексии, довольно сложно. Запишите четверть часа вашего общения на диктофон, потом прослушайте и сделайте выводы. Прослушайте один на один, чтобы оценка была максимально честной.