Вера Костомарова
Консультация для родителей «Капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство их детей. На самые обычные предложения - помыть руки или убрать игрушки - ребенок отвечает бурным протестом или отмолчится. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что родители начинают относиться к этому как закономерному дошкольного возраста. однако считать эти проявления - неправильно. Дети не рождаются такими, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы проявляются чаще всего в дошкольном возрасте. Чем же это вызвано?
Публикация «Консультация для родителей „Капризы и упрямство“» размещена в разделах
Однако же, склонность к капризам связана с возрастными особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
И всё-таки причины упрямства и капризов заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему т. е. зависит от постоянного обучения и воспитания в самом широком смысле слов.
Капризы выражаются внешне в возбужденном состоянии ребенка. Однако в капризах малышей есть своя логика.
Капризы старших дошкольников, и самых маленьких детей имеют разные причины. Капризы маленьких детей часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей. Также капризы могут быть предвестниками болезни. Иногда дети капризничают и в период выздоровления, потому - что во время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию, и после не хочет от этого отказываться. Ещё у ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями.
Детское воображение и ум нельзя перегружать множеством развлечений. Потому что самые приятные впечатления в большом количестве, не приносят ребенку удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
Чаще всего причины капризов проявляются в неправильном воспитании. Плачем ребенок добивается своих желаний, и взрослые выполняют незамедлительно. Поэтому у ребенка формируется привычка желаемого добиваться с помощью плача и крика. Незаметно эта привычка становится чертой его характера.
Капризы иногда сочетаются с упрямством. Упрямство - это тоже отрицательная реакция на требование взрослых.
Часто упрямство и капризы ошибочно принимают нервные проявления; ребенок разбрасывает игрушки,топает ногами, ложиться на пол кричит. В подобных сценах взрослые теряются. Ребёнка поднимают с пола, уговаривают, утишают. "Нервный ребенок. Надо быть с ним помягче, не травмировать его". - размышляют взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшей причиной "первого" взрыва.
Обязанность воспитателя посоветовать родителям показать ребенка врачу - специалисту, чтобы исключить предположения о нервности. Когда родители убедятся, что опасения напрасны, воспитатель должен проанализировать сложившиеся в семье отношения между взрослыми и ребенком и раскрыть причину "нервных" взрывов у него.
Как же следует реагировать на такие проявления капризов? Прежде всего научиться спокойно относиться к крику ребенка. В такой момент, лучше всего оставить ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.
Но ещё нужно помнить, что бурная сцена рассчитана ребенком на сочувствующих и зрителей. Если ребенок постепенно будет убеждаться, что его вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
Проявление упрямства в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого. Негативизм носит осознанный избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой - когда взрослые одергивают ребенка без конца и края, прикрикивают на него, запрещают ему все. Упрямство - в этом случае является защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер.
Часто упрямство путают с настойчивостью. Выражение в поведение ребенка с внешней стороны - одинаково. Но упрямство отрицательное проявление, его следует искоренять, а настойчивость - положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.
Родители называют своего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать почитать ему, или ответить на волнующие его вопросы. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, неудовлетворённый объяснением, снова бежит к нему с вопросом.
Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упорства в достижении цели. Такие качества нужно развивать и поддерживать в ребенке.
Воспитатель должен предостеречь родителей сломить упрямство силой, особенно физическим наказанием.