МААМ-картинки

Консультация для родителей «Кто такие гуленьки»

Ирина Разинкова
Консультация для родителей «Кто такие гуленьки»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель

Разинкова Ирина Александровна,

МБДОУ «Детский сад №50»

Общение взрослого с ребенком является или, во всяком случае, должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний, но и большой радостью. Но не все родители, к сожалению, в достаточной мере понимают это. Многие из них, главным образом папы, обращаются к своим детям только для того, чтобы похвалить их, наговорить им нежностей или, наоборот, чтобы сделать выговор, наказать.

Публикация «Консультация для родителей „Кто такие гуленьки“» размещена в разделах

Спора нет, дети нуждаются и в нежном слове, и порой в выражении недовольства их поведением, но еще в большей степени они нуждаются в непринужденной беседе с родителями. Трудно даже оценить, какое огромное значение имеет непринужденный, ласковый разговор родителей с ребенком обо всем, что его интересует, для развития его ума, речи, его чувств, его нравственности – всей его личности. Но о чем, спросят родители, можно говорить с двух-, трехлетним малышом?

Можно и нужно рассказать ему о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о курочке, коровушке; о зайчике, живущем в лесу, о белочке с длинным пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму, и еще о многом другом.

Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны. Если непонятно объяснить на доступном ему языке.

Дети осваивая родной язык, подражают разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало или редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Возникают проблемы у детей при овладении речи. Назовем наиболее типичные:

1. Речь состоит из простых однословных ответов на вопросы да, нет, хорошо, плохо.

2. Бедный словарный запас (не умеют подобрать синонимы, назвать признак предмета)

3. Мало задают сами вопросы

4. Неспособность пересказать короткий текст своими словами, сказку.

5. Неумение в речи использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Эти проблемы можно избежать если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешки, сказки, детские стихи, пословицы поговорки, детские и колыбельные песни. Все эти художественные тексты – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать язык», ощутить мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Потешки, сказки, детские стихи и песни обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать и понимать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козочка, козонька и т. д., позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. При чтении необходимо следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся словосочетания, звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают слух, и ребенок лучше запоминает.

Дети раннего возраста очень любят слушать и быстро запоминать стишки, потешки, прибаутки, заклички

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Потешка «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

( необходимо объяснить слова: толстопятый, зобок, тележка)

Пестушки (от "пестовать" - "нянчить, растить, воспитывать") - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе

Вот, например, пестушка при пробуждении

Петушок, петушок, 

Золотой гребешок, 

Масляна головушка, 

Шелкова бородушка, 

Что ты рано встаешь, 

Деткам спать не даешь? 

Пестушка при обучении ходьбы:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Прибаутка (от слова «баять», т. е. говорить, приговаривать) — малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок. Прибаутками также иногда называют детские песенки-потешки. В некоторых местах прибаутками называют частушки.

Прибаутка в конце сказок,

Например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Закличка - это стихотворные обращения к явлениям природы, растениям и животным.  

Например:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай -

Сколько хочешь поливай!

Божья коровка, 

Лети на небко,

Там твои детки

Кушают котлетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной.

Детям второго года жизни лучше запоминаются потешки песни, стишки в сопровождении движений рук, пальцев. (пальчиковые игры). При повторном чтении текста попросить ребенка показать определенные движения, а затем и слова, звукоподражания. Прибаутки, построенные на чередовании вопросов и ответов, привлекает внимание детей и носит ярко выраженный характер. («Курочка-рябушечка» и др.)

Значительно расширяется репертуар художественных произведений детей 3 лет. Однако по-прежнему им интересны произведения малых форм фольклора. После многократного повторения текста детям 3 лет необходимо задавать вопросы, на которые они должны отвечать полными предложениями. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делая ее выразительной, художественной (т. е. регулировать громкость голоса и темп речи, но и помогает осмыслить произведение. Вопросы должны быть короткими и относиться к конкретному персонажу или действию

С детьми необходимо и рассматривание картинок, иллюстраций по произведению. Одну и туже картинку можно показывать ребенку много раз, и если она интересна для него, он будет каждый раз просить прочитать о том, что нарисовано, находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он рассказать – прекрасно, если нет – родители могут сами сочинить какой-нибудь незамысловатый рассказ, краткий и ясный. Неважно, что ребенок потом будет повторять слова вашего рассказа, а может, и весь рассказ. Надо только постараться, чтобы этот рассказ был простым и в то же время выразительным, достойным подражания, которое является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству. Хочется дать один совет: сейчас продают много ярких, красочных детских книжек. Если вы их можете купить, прекрасно. Но не соблазняйтесь только красочностью того или иного издания, полистайте, посмотрите его содержание, полезно ли оно для развития вашего малыша, доступно ли будет ему.

Очень большое значение для развития речи детей имеет практическая деятельность. Вы, наверное, замечали, что в этом возрасте ребенок много играет, рисует, конструирует из кубиков, трудится. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и др. При этом много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это следует всемерно поощрять. Очень полезно, если и вы сами будете играть с детьми. Во время ваших совместных разговоров ребенок услышит много слов, легко запомнит их и, уверены, повторит затем в самостоятельной игре. В каждой совместной с ребенком деятельности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Ребенок ищет сотрудничества со взрослым. Помогите ему.

«Что ты хочешь построить, Сашенька? Домик для петушка? (или гараж для машины). Давай вместе построим домик. Принеси мне кубики, пожалуйста. Что ты принес? (кубики). Какого цвета кубики? (красные). Какой домик будет у петушка? (красный). А где петушок? Позови петушка, скажи: «Петя, Петя, петушок, иди сюда». Какой петушок? Красивый петушок. Теперь будем строить домик (строите и проговариваете свои действия)». Можно строить домики для разных животных, гараж для машинок и во время вашей совместной «работы» ребенок услышит и запомнит немало слов: высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий, название цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Словарь малыша пополняется.

Неплохо будет если вы после чтения текста попросите ребенка нарисовать, то о чем говорится в тексте. Ребенок может нарисовать что-то непонятное, чудное, но главное нарисовал и это способствует не только развитию речи, но и мышления.

Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи!

Используемая литература:

Журнал "Дошкольное воспитание" №11-2005.

Детская Хрестоматия

Словарь Ожигова

Публикации по теме:

Аттестация воспитателей. Публикации в журналах.Аттестация воспитателей. Публикации в журналах. Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу поделиться радостью, и, может быть, кому-нибудь пригодится эта информация. Я имею в виду воспитателей,.

Как мы трудимсяКак мы трудимся Вот опять листопад. Мы с ребятами взяли грабли и дружно наводим порядок на своем участке. Лучше всех у нас работает Аким. И девочки не.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Кто такие гуленьки»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 15:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Кто такие гуленьки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Разинкова (УИ 187085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД