Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»

Екатерина Черноусова (Фефилова)
Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»

Ребёнка готовить к школе необходимо заранее, за несколько лет (в младшем дошкольном возрасте, а не за два – три месяца до поступления в первый класс. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Один из показателей готовности ребёнка к школе – это развитый фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программы школы, в первую очередь – это дисграфия – нарушения писамь и дислексия – нарушения чтения. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, упражнения содержат множество ошибок.

Они путают, переставляют местами и пропускают в словах буквы и слоги, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.

Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.

Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

В логопедической группе мы занимаемся профилактикой трудностей на письме. В первую очередь мы развиваем фонематический слух и обучаем звуковому анализу слов.

Этапы овладения звуковым анализом.

Первый этап - изучаем гласные звуки.

Учимся слышать и выделять гласный звук в начале слова, затем в конце и в середине.

Выполняем звуковой анализ сочетаний из двух гласных: ау, ио, затем из трёх гласных: ауи, иоы.

Знакомим детей с обозначением звуков: красный кружок – гласный звук.

Задаём детям следующие вопросы:

Ау

1. Назови первый звук в сочетании аааау (голосом выделяем звук –а-). Какой он?

- Первый звук –а-. Он гласный.

2. Назови второй звук аууу (голосом выделяем звук –у-).

- Второй звук –у-.

Второй этап – изучаем согласные звуки.

Сначала учимся выполнять анализ обратных слогов: ап, ут, затем прямых слогов: да, бо. Выделяем голосом звуки, затем учим ребёнка самостоятельно выделять и называть звук.

Вводим обозначения звуков: синий кружок – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные.

Третий этап – учимся выполнять звуковой анализ слов:

- из трёх звуков.

Задаём следующие вопросы:

Кот

1. Назови первый звук в слове кот (голосом выделяем первый звук). Какой он?

- Первый звук –к-. Он согласный, твёрдый, глухой.

2. Назови второй звук в слове кооот. Какой он?

- Второй звук –о-. Он гласный.

3. Назови третий звук: кот. Какой он?

- Третий звук – т-. Он согласный, твёрдый глухой.

Кит

1. Назови первый звук в слове кит. Какой он?

- Первый звук –кь-. Он согласный, мягкий, глухой.

2. Назови второй звук в слове кииит. Какой он?

- Второй звук –и-. Он гласный.

3. Назови третий звук: кит. Какой он?

- Третий звук – т-. Он согласный, твёрдый глухой.

Далее учим ребёнка самостоятельно произносить слово и называть звуки по порядку.

Когда дети научатся самостоятельно называть звуки в слове, переходим к выделению звуков из слов в разной последовательности.

Дом

1. Назови второй звук в слове дом. Какой он?

2. Назови первый звук в слове. Какой он?

3. Назови третий звук. Какой он?

- из четырёх звуков без стечения согласных (губы, маки)

- из четырёх звуков со стечением согласных (утка, стол)

- из пяти звуков без стечения согласных (домик)

- из пяти звуков со стечением согласных (школа)

Обучаем детей подготовительного возраста.

Вводим вопросы:

- Назови последний звук в слове.

- Назови соседей звука – а- в слове «танк».

- На каком месте в слове стоит звук –т- в слове «утка».

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»
Опубликовано: 5 января 2015 в 12:43
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет о проведении осенней выставки в детском саду
Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Подготовили:Ожева Н. Н, ПрилепкоЕ. А( Младшая группа. Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки...
Фотозарисовки с музея-заповедника Херсонеса Таврического
Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку. Город-герой Севастополь бережно хранит свою богатейшую историю и отличается своим неповторимым...
Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...