Екатерина Черноусова Фефилова
Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика овладения звуковым анализом слов
Ребёнка готовить к школе необходимо заранее, за несколько лет (в младшем дошкольном возрасте, а не за два – три месяца до поступления в первый класс. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Один из показателей готовности ребёнка к школе – это развитый фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова.
Публикация «Консультация для родителей „Методика овладения звуковым анализом слов“» размещена в разделах
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программы школы, в первую очередь – это дисграфия – нарушения писамь и дислексия – нарушения чтения. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом : их диктанты, упражнения содержат множество ошибок.
Они путают, переставляют местами и пропускают в словах буквы и слоги, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.
Нарушается при этом возможность различения близких звуков : Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.
Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
В логопедической группе мы занимаемся профилактикой трудностей на письме. В первую очередь мы развиваем фонематический слух и обучаем звуковому анализу слов.
Этапы овладения звуковым анализом.
Первый этап - изучаем гласные звуки.
Учимся слышать и выделять гласный звук в начале слова, затем в конце и в середине.
Выполняем звуковой анализ сочетаний из двух гласных: ау, ио, затем из трё х гласных: ауи, иоы.
Знакомим детей с обозначением звуков : красный кружок – гласный звук.
Задаё м детям следующие вопросы:
Ау
1. Назови первый звук в сочетании аааау (голосом выделяем звук –а-). Какой он?
- Первый звук –а-. Он гласный.
2. Назови второй звук аууу (голосом выделяем звук –у-).
- Второй звук –у-.
Второй этап – изучаем согласные звуки.
Сначала учимся выполнять анализ обратных слогов : ап, ут, затем прямых слогов: да, бо. Выделяем голосом звуки, затем учим ребёнка самостоятельно выделять и называть звук.
Вводим обозначения звуков : синий кружок – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные.
Третий этап – учимся выполнять звуковой анализ слов :
- из трёх звуков.
Задаё м следующие вопросы:
Кот
1. Назови первый звук в слове кот (голосом выделяем первый звук). Какой он?
- Первый звук –к-. Он согласный, твёрдый, глухой.
2. Назови второй звук в слове кооот. Какой он?
- Второй звук –о-. Он гласный.
3. Назови третий звук : кот. Какой он?
- Третий звук – т-. Он согласный, твёрдый глухой.
Кит
1. Назови первый звук в слове кит. Какой он?
- Первый звук –кь-. Он согласный, мягкий, глухой.
2. Назови второй звук в слове кииит. Какой он?
- Второй звук –и-. Он гласный.
3. Назови третий звук : кит. Какой он?
- Третий звук – т-. Он согласный, твёрдый глухой.
Далее учим ребёнка самостоятельно произносить слово и называть звуки по порядку.
Когда дети научатся самостоятельно называть звуки в слове, переходим к выделению звуков из слов в разной последовательности.
Дом
1. Назови второй звук в слове дом. Какой он?
2. Назови первый звук в слове. Какой он?
3. Назови третий звук. Какой он?
- из четырёх звуков без стечения согласных (губы, маки)
- из четырёх звуков со стечением согласных (утка, стол)
- из пяти звуков без стечения согласных (домик)
- из пяти звуков со стечением согласных (школа)
Обучаем детей подготовительного возраста.
Вводим вопросы:
- Назови последний звук в слове.
- Назови соседей звука – а- в слове «танк».
- На каком месте в слове стоит звук –т- в слове «утка».