Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»

Екатерина Черноусова Фефилова
Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»

Ребёнка готовить к школе необходимо заранее, за несколько лет (в младшем дошкольном возрасте, а не за два – три месяца до поступления в первый класс. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Один из показателей готовности ребёнка к школе – это развитый фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программы школы, в первую очередь – это дисграфия – нарушения писамь и дислексия – нарушения чтения. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, упражнения содержат множество ошибок.

Они путают, переставляют местами и пропускают в словах буквы и слоги, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.

Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.

Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

В логопедической группе мы занимаемся профилактикой трудностей на письме. В первую очередь мы развиваем фонематический слух и обучаем звуковому анализу слов.

Этапы овладения звуковым анализом.

Первый этап - изучаем гласные звуки.

Учимся слышать и выделять гласный звук в начале слова, затем в конце и в середине.

Выполняем звуковой анализсочетаний из двух гласных: ау, ио, затем из трёх гласных: ауи, иоы.

Знакомим детей с обозначением звуков: красный кружок – гласный звук.

Задаём детям следующие вопросы:

Ау

1. Назови первый звук в сочетании аааау (голосом выделяем звук –а-). Какой он?

- Первый звук –а-. Он гласный.

2. Назови второй звук аууу (голосом выделяем звук –у-).

- Второй звук –у-.

Второй этап – изучаем согласные звуки.

Сначала учимся выполнять анализ обратных слогов: ап, ут,затем прямых слогов: да, бо. Выделяем голосом звуки, затем учим ребёнка самостоятельно выделять и называть звук.

Вводим обозначения звуков: синий кружок – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные.

Третий этап – учимся выполнять звуковой анализ слов:

- из трёх звуков.

Задаём следующие вопросы:

Кот

1. Назови первый звук в слове кот (голосом выделяем первый звук). Какой он?

- Первый звук –к-. Он согласный, твёрдый, глухой.

2. Назови второй звук в слове кооот. Какой он?

- Второй звук –о-. Он гласный.

3. Назови третий звук: кот. Какой он?

- Третий звук – т-. Он согласный, твёрдый глухой.

Кит

1. Назови первый звук в слове кит. Какой он?

- Первый звук –кь-. Он согласный, мягкий, глухой.

2. Назови второй звук в слове кииит. Какой он?

- Второй звук –и-. Он гласный.

3. Назови третий звук: кит. Какой он?

- Третий звук – т-. Он согласный, твёрдый глухой.

Далее учим ребёнка самостоятельно произносить слово и называть звуки по порядку.

Когда дети научатся самостоятельно называть звуки в слове, переходим к выделению звуков из слов в разной последовательности.

Дом

1. Назови второй звук в слове дом. Какой он?

2. Назови первый звук в слове. Какой он?

3. Назови третий звук. Какой он?

- из четырёх звуков без стечения согласных (губы, маки)

- из четырёх звуков со стечением согласных (утка, стол)

- из пяти звуков без стечения согласных (домик)

- из пяти звуков со стечением согласных (школа)

Обучаем детей подготовительного возраста.

Вводим вопросы:

- Назови последний звук в слове.

- Назови соседей звука – а- в слове «танк».

- На каком месте в слове стоит звук –т- в слове «утка».

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей «Методика овладения звуковым анализом слов»
Опубликовано: 5 января 2015 в 12:43
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 ноября. День Марса на МААМ

1 ноября 1962 года с космодрома «Байконур» к «красной планете» устремился первый в истории человечества космический корабль – советская межпланетная автоматическая станция «Марс-1». Связь с ней удалось...

1 ноября. День лисы

Героине народных сказок, лисе-кумушке, лисе-голубушке, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка играми и занятиями на лисью тему.

Фотоотчёт о занятии «Страна правил дорожного движения» в старшей группе
27 октября 2020 года в наше ДС "Родничок" прошла НОД "Страна правил дорожного движения". Изучали с детьми правила дорожного движения в игровой форме. В...
Мастер-класс по аппликации из природного материла «Украсим блюдо» с детьми средней...
Цель: формировать умение составлять симметричный узор на овале, используя природный материал. Задачи: - учить располагать природный материал в центре и...
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «Ветка ели и сосны»
Конспект занятия пластилинография в средней группе "Ветка ели и сосны" Цель: создание условий для изображения из пластилина веток ели и сосны Задачи:...