Юлия Вилисова
Консультация для родителей «Мотивация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ
Я, при рассуждении, люблю смотреть в корень вопроса. А что такое «мотивация»? Что именно, Вы, как родитель вкладываете в это понятие? Ведь великий и могучий позволяет об одном и том же говорить разными словами.
Мотивация – это побуждение сделать что-либо.
И она бывает внешняя (стимул от родителя, общества) и внутренняя (я хочу сам). И та, и та мотивация имеет место быть, но истинная, способная двигать ребенка, конечно же внутренняя.
Публикация «Консультация для родителей „Мотивация дошкольников“» размещена в разделах
Чтобы ребенок чувствовал себя мотивированным, он должен получать удовольствие от того, что делает.
Мы знаем, что ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте – игра. Почему бы и не превратить все необходимые процессы в игру?
Чистим зубы? Нет мы красим пеной забор. Одеваемся в сад? Нет, мы на самом деле, космонавты, которым необходимо надеть спец. одежду на себя. Не забываем всю деятельность подкреплять постоянством – распорядок дня (это очень важная стабилизирующая вещь (не только ребенка, но и взрослого)
Приёмы будут ещё эффективнее, если их чередовать.
*Ближняя мотивация. Мозг ребёнка 5 6 лет работает так, что значение имеет только «здесь и сейчас». Поэтому дошкольник не будет заниматься тем, что ему не интересно. Объясните ребёнку, что принесёт ему пользу прямо сейчас, а не в будущем.
*Вещественное поощрение. Награждайте ребёнка за успехи в игре и учёбе мелкими сувенирами — наклейками или значками. При этом вещественное поощрение привязывает к результату, а не к процессу, поэтому не злоупотребляйте этим способом.
*Эмоциональный мотив. Для дошкольников важна положительная оценка окружающих, поэтому радуйтесь успехам ребенка. Такой подход называют «принципом зелёной ручки» — мы словно выделяем всё, что ребёнку удаётся.
*Самоутверждение и подражание взрослым. В игре ребёнок осознает себя и стремится к признанию — дайте ему примерить роли учителя, врача или родителя. (Меняйтесь ролями в игре, пусть ребенок будет ведущим)
*Условно-познавательный мотив. Используйте для мотивации любопытство ребёнка. Например, заинтригуйте его рассказом о герое, с которым он познакомится во время чтения новой сказки. Покажите ребёнку, как применять знания в реальной жизни: разрешите расплатиться в магазине, попросите написать письмо бабушке или посадить растение.
*Ребенку порой сложно думать наперед, строить планы. Учим планировать свои действия. Попробуйте упражнение «Мама-робот». Задача ребенка — научить маму делать элементарные вещи. Например, по шагам рассказать, как приготовить бутерброд. Ваша задача — выполнять команды буквально. Если дошкольник говорит, что нужно взять хлеб и положить на него сыр, значит вы берёте буханку хлеба и кладёте на неё упаковку сыра. Так ребенок увидит результат своего планирования и постепенно научится детализировать задачи.
*Помните, если кому-то не нравится что-то делать — никакие подталкивания, подкупы или угрозы не смогут заставить его получать от этого удовольствие.
*Вдохновляйте, а не контролируйте. Лучший способ — это показать преимущества и интересные стороны самого занятия и то, как можно получать от этого удовольствие.
*Позволите принимать решения
Автономия и самостоятельность важны для создания внутренней мотивации. Детям необходимо иметь возможность принимать собственные решения, чтобы чувствовать себя независимыми. Если деятельность не связана со здоровьем или безопасностью, позвольте выбирать самим — или с вашим участием, чтобы позволить им столкнуться с естественными последствиями.
*Выбирайте подходящие задачи
Один из лучших способов повысить внутреннюю мотивацию — помочь ребенку почувствовать свою компетентность, что он справляется. Это не должны быть слишком простые задачки, иначе ребенку будет просто скучно.
*Поддерживайте близкие отношения
Поскольку далеко не все занятия — интересные и захватывающие, важная причина, почему дети будут это делать — хорошие отношения с важными им людьми.
*Коллективная и семейная мотивация
Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».
*Поддержка внутренней мотивации
Она состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед. И чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы. Постепенно начинает формироваться образ «себя-деятеля». То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда ты не соответствуешь этому образу.
Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Важно понимать особенности своего ребенка. Все мы люди и все мы разные.