Светлана Бабенко
Консультация для родителей «Игра и общения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действия её происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживлённую магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатели и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Игра и общения дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Рассматривая общение ребёнка со взрослым, мы уже говорили о том, что основной линией его развития является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к вне ситуативному. Такой переход даётся малышу не просто, и взрослому нужно приложить определённые усилия для того, чтобы ребёнок смог преодолеть давления воспринимаемой ситуации. А вот в игре такое происходит легко и естественно. Высказывания детей во время игры хотя и опираются на определённые конкретные предметы, никакого отношения к ним не имеют.
Известный советский психолог Д. Б. Эльконин писал, что игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значении игры для психического развития детей.
Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Например, игра в «стройку» (погрузка и перевозка кубиков, складывание дома, снова перевозка и т. д.) сопровождалось комментариями совершаемых действий и планированием дальнейших: «Сейчас нагружу кирпичи и отвезу на стройку. Вот мой грузовик, а там будет стройка. Все, я поехал. Давай, сгружай кирпичи.» и т. д.
Общение и игра дошкольников очень тесно связаны. Поэтому, формируя вне ситуативное общение, мы подготавливаем им совершенствуем игровую деятельность детей. А организуя сюжетно- ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть, мы способствуем развитию их общения. И всё таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры.
Но игра помогает ребёнку выбрать умение доводить начатое до конца. На первых порах дело это для него трудное, нужна помощь взрослого.
Данил перевозит на машине строительный материал для постройки дома. Но однообразное занятие скоро ему надоело, и он закончил игру. Отец, обратив на это внимание, сокрушенно замечает:
- Жаль. Теперь дом не будет готов к сроку, и к празднику не будет у ребят новоселья.
Видя, что отец интересуется игрой, сын на мгновение задумывается, затем быстро принимает решение.
- Это у меня обеденный перерыв, я сейчас пообедаю и всё отвезу, - деловито отвечает он и принимается за дело.
Иногда родители больно ранят ребёнка, грубо вторгаясь в мир его игры. Маленькая «мама» тщательно собирает на прогулку свою куклу, стараясь, чтобы она не замёрзла, получше её одеть. Идёт время. У папы не хватает терпения, он решительно берёт дочь за руку и раздражё нно произносит:
- Да что она у тебя живая что ли? Не замёрзнет! Девочка плачет, не хочет идти. Она твёрдо знает, что нельзя ребёнку гулять без тёплой одежды. Настроение испорчено. А ведь стоило отцу задержаться на несколько минут, принять участие в игре девочки, и прогулка доставила бы ей радость.
Игры дают родителям неисчерпаемый источник влияния на ребёнка. Например, сын или дочь не запомнили последовательность в одевании и раздевании. Можно в игре с куклой показать, что и как нужно делать. Постепенно приобретается навык.