Лидия Ивановна Баранова
Консультация для родителей «Техника «Я-сообщение», как способ общения взрослого с ребенком «на равных»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В психологической литературе описано много случаев, когда руководители учреждений, педагоги, родители, исходя из целесообразных, на их взгляд, воспитательных целей, наносили вред своему собеседнику.
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, «издеваются» над своими детьми. Можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи проанализировали типичные реакции со стороны взрослых, оказывающие на детей негативное воздействие.
Публикация «Консультация для родителей „Техника „Я-сообщение“, как способ общения взрослого с ребенком „на равных“» размещена в разделах
К наиболее распространенным можно отнести:
• Приказ, распоряжение, команда («Не трогай!»; «Марш спать!»; «Перестань вертеться!» и др.);
• Предупреждение, предостережение, угроза («Если ты сейчас же не наведешь порядок в игровом уголке, то я тебя накажу»; «Если ты еще раз так сделаешь, то горько об этом пожалеешь»);
• Увещевание, наставление, проповедь («Ты не должен так поступать»; «Ты обязан меня слушаться»);
• Совет, предложение решений («Делай так, как я объяснила»; «Мы знаем, что для тебя лучше»);
• Поучение, логическая аргументация («Если ты будешь так себя вести, то с тобой никто не будет дружить»; «Ты думаешь, что все на свете знаешь?»);
• Осуждение, критика, несогласие, порицание («Нет, ты не прав!»; «Ну разве можно так рисовать?»);
• Обзывание, высмеивание, посрамление («Ну ты и лентяй!»; «Посмотрите на него - маменькин сыночек»);
• Интерпретации, анализ, постановка диагноза («Я вижу тебя насквозь»; «Я знаю, почему ты так сделал»);
• Зондирование, допрос («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»; «Почему ты мне этого не сказал?»);
• Увод в сторону, отвлечение внимания («Подрастешь, тогда узнаешь»; «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»).
В выше перечисленных высказываниях используются слова ТЫ, ТЕБЯ, ТЕБЕ, что свойственно технике общения «Ты - сообщение». Ведь каждое “Ты-сообщение”, по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребёнка. В ответ на них ребёнок обижается, защищается, дерзит. Поэтому такую технику желательно избегать.
Как отражаются на детях подобные негативные реакции со стороны взрослых? Чаще всего они развивают безынициативность, низкую самооценку, чувство вины, замкнутость, лживость,боязливость, нерешительность….
Каким же должно быть общение? Как общаться правильно? Как сказать ребёнку о том, что чувствуешь?
Для этого существует техника «Я – сообщение», предназначенная для установления контакта с близким человеком и улучшения взаимопонимания с ним.
Вас переполняет чувство? Тогда назовите его вначале самому себе. Затем скажите о нем ребенку в формате «Я - сообщение». Говорите от первого лица. О себе. О своём переживании, а не о другом человеке и его поведении.
Возможные варианты «Я-сообщение»
• Мне приятно…
• Меня огорчает…
• Меня радует…
• Мне неприятно…
• Мне грустно…
• Меня волнует…
• Я в восторге от …
• Я ожидаю…
• Я расстроен (а…
• Мне интересно…
• Меня раздражает…
• Я надеюсь…
• Меня обижает…
• Меня беспокоит…
• Я уверен (а…
«Я – сообщение» представляет четырёхшаговую модель.
1. Чувство.
2. Факт.
3. Желание.
4. Последствие.
Приведем пример для отработки техники «Я-сообщение».
Из-за ТЕБЯ мы сегодня опоздали на занятие. Вечно ТЫ копаешься, как будто нельзя собираться вовремя («Ты-сообщение»)
Озвучим эту ситуацию в технике «Я-сообщение», это может быть так: «Я очень расстроилась потому, что мы опоздали на занятие. Я хочу, чтобы мы приходили вовремя, и тогда нам не будут делать замечания».
Научиться говорить в формате «Я — сообщение» непросто. Для этого желательно тренироваться. И вслед за опытом обязательно придет к вам успех в использовании данной техники общения.
Спасибо за внимание.