Евгения Хрипкова
Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает и удовлетворяет свои основные потребности : стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых (у ребенка возникает возможность удовлетворения внутренней потребности участия в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна). Играя, ребенок свободно выражает свои желания, представления, чувства.
Публикация «Консультация для родителей „Игра как основная форма воспитания и обучения детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
В силу особой привлекательности игры дети оказываются в ней более способными к сговорчивости, толерантности, чем в действительной жизни. В игре дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они не доросли: взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.
В недрах игры зарождаются и другие виды деятельности, поскольку основные структурные элементы игры являются универсальными и переносятся в труд, учение и т. д. В игре выражается произвольность поведения, являющаяся залогом успешности любого вида деятельности и в первую очередь учебной.
Игра является отражательной деятельностью, поскольку игровое и ролевое действие, содержание, замысел встраиваются на основе ранее полученной информации, причем - не любой, а только той, которая эмоционально затрагивает детей, побуждает к повторному переживанию ярких эмоций, вызванных ранее получаемой информацией. Переживаемые и проживаемые ребенком чувства в игре очень насыщенны и многообразны. Взяв на себя роль, ребенок переживает различные состояния, настроение персонажей, которых он изображает (причем в игре ребенок переживает не только положительные, но и отрицательные эмоции). Данный опыт является полезным, т. к. он приобретается в воображаемом плане, а значит, всегда может быть преобразован, отредактирован. В игре ребенок учится быть настойчивым, целеустремленным, адекватно оценивать себя.
Игра способствует развитию психических процессов и прежде всего воображения. Это проявляется в ярко выраженной потребности в проявлении творчества, в неподдельных эмоциях и чувствах. В игре развивается одна из важнейших средств воображения - перенос функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой функции дети с интересом используют предметы-заместители, символические действия, что способствует в дальнейшем овладению другими типами замещений в учебной деятельности (модели, схемы, символы, знаки).
Игра является творческой деятельностью детей и средством развития творческого потенциала, т. к. в этом виде деятельности активно задействовано воображение. Творчество в игре проявляется в создании игрового образа, игровой ситуации, в выборе игровых материалов, средств и носит индивидуальный характер.
Т. о. игра имеет особое значение. она способствует социализации и коммуникации личности (отражает окружающий мир, деятельность, поступки, разнообразные жизненные ситуации, общественные отношения, те впечатления, которые ребенок получил, воспринимая окружающий мир, действуя в нем, осваивая элементы культуры; в игре ребенок не только моделирует, отражает и переживает полученные впечатления, но и усваивает, уточняет, систематизирует новые знания, исторические и общественные ценности, обычаи и традиции народа, способы установления и построения взаимоотношений с окружающими, язык жестов, интонаций, движений, знаков); личностной самореализации (отражая в игре индивидуальное восприятие и оценку процессов, явлений окружающей действительности, своего отношения к ним, ребенок самовыражается стремясь к достижению идеала, проверяет свои возможности быть таким, каким хотел бы быть, саморазвивается и рефлексируется).