Лучший педагог года

Консультация для родителей «О чувствах добрых»

Людмила Арнаут
Консультация для родителей «О чувствах добрых»

Доброта человека, как подпочвенными водами, питается нравственными чувствами, которые также необходимо воспитывать с самого раннего возраста.

О значении нравственных чувств у нас больше стали говорить и писать лишь в последние десять-пятнадцать лет. Раньше бытовало мнение: нравственные чувства — это чувства девятнадцатого сентиментального века. Наш век — век космоса, атома, и нет места таким чувствам в нашей жизни. И вдруг заметили, что холодно, одиноко и далее опасно стало жить среди людей, у которых не развиты нравственные чувства в достаточной степени.

Публикация «Консультация для родителей „О чувствах добрых“» размещена в разделах

Какие же нравственные чувства нужно воспитывать в детях?

Прежде всего отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие. Чувства эти близки друг другу, дополняют одно другое, однако между ними существует и некоторое различие.

Отзывчивость — это способность понять психологическое состояние другого человека, его настроение, переживания, радость или боль. Если у человека не развита отзывчивость, про него говорят: черствый, сухой, равнодушный. Отзывчивость — это окно во внутренний мир другого человека, в окружающий мир. Если оно закрыто — человек глух ко всему, что его окружает, он даже догадаться не сможет, что кто-то страдает, кто-то радуется чему-то. Отзывчивость — камертон души человека, который помогает правильно настроить полифонию психического внутреннего мира на единение со всем, что человека окружает.

Без отзывчивости невозможно воспитать сострадания, со-переживания, сочувствия. Отзывчивость есть в какой-то степени показатель развития всех нравственных чувств, полноценности духовного мира человека.

Отсутствие отзывчивости — это и есть нравственная глухота человека, его замкнутость и ограниченность, которые ведут в итоге к его изоляции от людей, явной или скрытой.

Очень важно воспитывать отзывчивость с самого раннего детства, и, конечно, в семье.

Жалость и отзывчивость были свойственны людям на всех ступенях их существования. И пока будет существовать человечество, отзывчивость, жалость будут входить в список вечных моральных ценностей.

В прошлом веке много говорили и писали о милосердии, основывая это понятие на религиозном толковании и придавая ему светское значение. И это, по-видимому, главная причина, отпугивающая общественное мнение в наше время от популяризации чувства жалости (милосердия). Очень долго религия искажала его подлинный общечеловеческий смысл.

Истинная сила и мужество человека — в оказании помощи тем, кто слабее, тем, кто в ней нуждается.

Особенно ценят чувство жалости пожилые люди и старики. Старость — пора жатвы. Что посеешь — то и пожнешь. Не воспитали родители в своих детях добрых чувств — и холодная одинокая старость приходит как естественный итог. Нет, это не оправдание черствых, невнимательных, а значит и жестоких детей, оправдания им нет и быть не может, но это — напоминание о добром и нужном деле. Незаметно подкрадывается старость, и нет ничего страшнее для человека, чем одиночество при живых детях.

Сострадание, сочувствие, сопереживание питаются отзыв-чивостью и жалостью, сближая людей, связывая их одной радостью и одной болью. Развитость этих чувств — хороший, надежный показатель развитости человеческого в человеке, его общей культуры.

Нравственные чувства — не самоцель, они должны стать мотивами к действию, в результате которого оказана реальная помощь, восстановлена справедливость, наказано зло и т. п. Иначе не ценили бы люди эти добрых чувств, не сочиняли бы о них песен, не писали бы стихов.

Как же воспитать в сознании ребенка эти добрые чувства, какими методами? Арсенал таких методов достаточен, нужно только им умело пользоваться.

Прежде всего — метод разъяснения.

Ребенку нужно постоянно разъяснять, что боль чувствуют все : и деревья, и цветы, и животные, и куклы, и другие игрушки. Конечно, здесь мы прибегаем к определенному преувеличению, даже к своеобразному одушевлению предметов. Но присмотритесь к восприятию ребенка — он одушевляет все, у него — все живое: и его одежда, и игрушки, и облака, и деревья. И нужно только воспользоваться этой его чудесной способностью все оживлять и одушевлять. Подыграйте ему с пользой для себя и для него. Небрежно обращается с игрушками, оторвал кукле руки — позвольте себе маленький «спектакль» : «Как теперь твоей Машеньке больно, вон как она плачет». Очень хорошо, что сейчас у всех кукол есть имя, ото тоже доказательство одушевляемости детьми всего, к чему они прикасаются и что их окружает.

Метод разъяснения предполагает постоянное, но образное, интересное и доступное для ребенка напоминание о том, что каждая вещь, все существующее вокруг требует человеческого внимания.

Особого внимания заслуживает окружающий ребенка органический мир. Хорошо уже трехлетнему малышу поручить уход за комнатным цветком, пусть он не забывает его поливать («он пить хочет», следит за его ростом, радуется его цветению. Все это будет способствовать развитию у ребенка наблюдательности, чуткости к живому, эстетическому восприятию.

Очень трогательно «шефство» ребенка над домашним животным: хомячком, кошкой. Важно научить ребенка видеть в животном не игрушку, с которой молено сделать, что захочешь, а друга. Нужно разъяснять, что у каждого животного свои повадки, свои привычки, свои любимые лакомства, оно также хочет спать, играть и т. п. И люди должны отвечать благодарностью и заботой за доверие к ним животного, его добрые чувства, его привязанность.

Не менее важно, безусловно, разъяснять ребенку, что животные тоже испытывают боль, неудобство. Нужно научить понимать даже настроение и физиологическое состояние «подшефного».

Метод разъяснения требует терпеливости, постоянной доброжелательности, выдумки, фантазии, разнообразия. Большое эмоциональное и воспитательное воздействие на детей оказывает чтение с комментариями сказок Андерсена, сказок и рассказов о животных Мамина-Сибиряка, Тургенева, Пришвина, Сетона-Томпсона, Даррела, стихотворений о животных Корнея Чуковского, Есенина, Маяковского.

Дети легко верят в победу добра над злом, чутко отзываются на переживания персонажей, искренне им сопереживают и сочувствуют. Они в раннем возрасте отличаются необычайной отзывчивостью, и взрослым нужно научиться закреплять, развивать, наполнять гуманным содержанием это ценнейшее качество.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей на тему толерантности Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Будем толерантны». С давних времен существовали конфликты между родителями и детьми,.

Консультация для родителей «Дышим носом» Консультация для родителей на тему: «ДЫШИМ НОСОМ!» С детства мы учим детей своих тому, как нужно правильно есть, пить, ходить, говорить.

Консультация для родителей на тему: «Хатха — йога для дошкольников» Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем.

Консультация для родителей на тему: «Я играю и учусь!»Консультация для родителей на тему: «Я играю и учусь!» Существует много методов обучения и воспитания дошкольников, но самым естественным и безболезненным является игра. Учиться, играя, всегда.

Консультация для родителей на тему «О вреде наркомании» «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение» Детский сад №83 «Умырзая» «О вреде наркомании» Консультация для.

Консультация для родителей на тему: «Питание детей» Правильно организованное питание играет основную роль для здоровья жизнерадостности, нормального роста и развитие ребёнка, а также повышения.

Консультация для родителей на тему «Прогулки зимой» Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять! Будем быстро собираться И ботинки надевать. Я возьму с собой мишутку, Мама — сумку.

Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории детский сад №5 Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему: «Скоро в школу!» Уважаемые родители! Ещё совсем недавно вы радовались первой улыбке, первому шагу, первому слову своего ребёнка. И вот ваш ребёнок, вчерашний.

Консультация на тему: «Совместный досуг родителей и детей» Совместные игры, развлечения и праздники детей и родителей - это времяпровождение,доставляющее удовольствие и тем и другим. Счастливые от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «О чувствах добрых»
Опубликовано: 1 октября 2015 в 14:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД