Ирина Шурховецкая
Консультация для родителей «Приступ жадности: как поступать с малышом?»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Приступ жадности, как поступать с малышом?»
Составила Старший воспитатель: Шурховецкая Ирина Александровна.
Почти все дети в возрасте полутора-двух лет становятся завзятыми собственниками. Но если мамы будут правильно реагировать на поведение малыша, он вырастет добрым и отзывчивым.
Публикация «Консультация для родителей „Приступ жадности: как поступать с малышом?“» размещена в разделах
Ещё совсем недавно ваш кроха спокойно отдавал свои игрушки другим детям и угощал печеньем бабушку, как вдруг неожиданно его поведение поменялось. Малыш не только перестал делиться своими вещами с окружающими, но и бурно возражает, если кто-то пытается их взять. А родители начинают тревожиться- неужели в семье растёт «жадина»!
«Я»и «моё»
Психологам известно, что двухлетний возраст - это определённый этап в формировании личности ребёнка. Именно тогда к малышу приходит понимание слов «я»и «моё». Он начинает осознавать, что это «его» мама, «его» кроватка, «его» игрушки. И начинает всё «своё» активно оберегать. Поэтому на самом деле никакая это не жадность.
Ребёнок просто развивается, и у него появляются новые мысли и желания. И одно из этих желаний -чтобы его вещи были неприкосновенными!
Как правило, приступы жадности настигают малыша на прогулке- то есть, когда он находится в окружении других детей. Вот кроха вышел погулять, разложил свои игрушки в песочнице и с удовольствием возится с ними. Правда, через некоторое время это занятие ему надоедает, и он спокойно идёт кататься с горки. Но стоит малышу увидеть, как кто-то из детей молча берёт его игрушку, это немедленно становится поводом для большого конфликта. И неважно, что ребёнок добровольно оставил надоевшую игрушку в песочнице. Всё равно он считает, что никто, кроме него, не имеет права её брать!
Знакомая ситуация? Конечно. В той или иной степени с таким поведением сталкиваются все родители двухлетних детей. На самом деле причина этого- совсем не в жадности. Ребёнок пытается защитить не столько «своё» ведёрко или машинку. В его маленькой голове вещи прочно ассоциируются с понятием «я». Ему кажется, что некто, покушаясь на его игрушку, покушается как бы на него самого. Вот и всё объяснение жадности.
Реакция родителей.
В подобной ситуации малыш не чувствует себя виноватым. Психологическую проблему скорее испытывают его родители- именно они ощущают неловкость и стыд за своего «жадного» ребенка перед окружающими. В результате многие мамы и папы, желая доказать посторонним людям свою родительскую состоятельность, совершают грубейшую ошибку. Они ругают своего ребёнка, могут даже накричать на него или отшлёпать. А в довершении всего ещё и отдать игрушку «обиженному» ребёнку, дабы доказать собственному малышу, что жадничать плохо.
Но задумайтесь: разве можно из-под палки научить человека быть щедрым, научить делиться, насильно отнимая у ребёнка его же вещь? Можно ли сделать малыша добрее криками и шлепками? Подумайте об этом, дорогие родители, прежде чем решитесь отругать маленького «жадину».
Ещё одной психологической проблемой, которой могут наградить малыша родители, является безотказность. Зачастую те дети, которых насильно заставляли со всеми делиться, становясь взрослыми, уже не могут никому сказать «нет». Поработать за коллегу в выходные, одолжить другу машину, присмотреть за соседской собакой- они готовы сделать всё, о чём их не попросят, в ущерб собственным интересам! В голове у таких людей прочно повелось правило из далё кой детской песочницы: «Со всеми нужно делиться!»
Самая правильная родительская позиция- оставить право выбора за ребёнком. Конечно, он может поделиться своими игрушками, но только тогда, когда сам этого захочет. А чтобы такое желание возникало у него чаще, нужно разговаривать с малышом на эту тему, внушая ему мысли о доброте. Учите его быть добрым, но не заставляйте!
Ведь научить ребёнка «автоматически» проявлять щедрость – это не самое главное. Гораздо важнее, чтобы он испытывал желание быть таким, чтобы делился конфетами и игрушками охотно и осознанно.
Важным моментом, который родителям просто необходимо донести до своего крохи в этот период, является то, что помимо своих вещей есть ещё и чужие.
Объясните малышу, что если он ценит неприкосновенность своих игрушек, то и другой ребёнок точно так же оберегает свои вещи.
Поэтому их нельзя брать без разрешения «хозяина».
5 полезных советов:
1-Главное не нервничайте и не злитесь. Нельзя кричать на своего ребёнка и тем более шлёпать его.
2-Никогда, даже в шутку, не называйте кроху жадиной.
3-Спокойно и ласково поговорите с ребёнком, когда он успокоится, предложите ему всё же поделиться этой игрушкой или поиграть в неё вместе с тем малышом, который пытался её взять.
4- Не обращайте внимание на осуждение окружающих. Ведь вам важно правильно воспитать своего малыша, а не развивать в нём комплексы и обиды в угоду посторонним.
5-Станьте для крохи примером для подражания. Видя, как вы делитесь своими вещами с друзьями и близкими испытываете при этом радость, ваш ребёнок со временем станет поступать так же.