Ирина Квиткина
Консультация для родителей на тему «Значение дневного сна для дошкольника».
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из неотъемлемой части жизни, является сон, он необходим как для взрослого так и для ребёнка. Для детей так же необходим дневной сон, он влияет на эмоциональное и физическое состояние. Нужно не забывать, что сон способствует развитию гормона роста, ведь именно во сне дети быстрее растут.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Значение дневного сна для дошкольника“,» размещена в разделах
Одна из задач дневного сна – это защита нервной системы ребенка. Во время сна мозг ребенка отдыхает, что помогает справиться с масштабным объемом информации, которое особенно характерно для первых лет жизни. Таким образом, весь «жизненный материал» обрабатывается мозгом ребенка небольшими порциями, разделяемыми дневным сном.
Кроме того, сегодня доказана прямая взаимосвязь между сном и активностью малыша. Так, если ребенок не получает необходимых часов сна, он становится нервным и раздражительным, а иногда даже возникают очаги неуправляемой импульсивности и даже агрессии. Также дневной сон способен оказывать положительное влияние на работу некоторых органов, например, кишечника и желчевыводящих путей.
Доводов "за" дневной сон предостаточно. Очень многие родители идут на поводу детей и утверждают, что идти против воли ребёнка совершенно бессмысленно. Конечно, очень часто за этим стоит простое нежелание тратить время и нервы на непростой процесс укладывания карапуза спать против его желания. Некоторым детям в возрасте до 6-ти лет нужно до получаса для нормального засыпания, а родителям или некогда, или просто не хочется возиться с капризным ребёнком столько времени.
Но что же делать, если дошкольник категорически не хочет ложиться спать днем, хотя сам в этом нуждается?
1. Скорее всего, в режиме ребенка есть какие-то недостатки. Обычно, дети подсознательно контролируют необходимое количество сна, компенсируя недосып ночью на тихом часу и наоборот. Если малыш лег спать и проснулся рано, в идеале после обеда его должно разморить. Но если он не гулял, не наигрался и не набегался, другими словами, не переутомился, он может отказаться лечь в постель на тихий час. Поэтому если родители хотят, чтобы дошкольник без проблем уснул днем, им нужно организовать первую половину дня так, чтобы ему это захотелось.
2. Ребенка 4-6 лет нельзя заставлять лечь спать, нужно побудить его к этому, создавая благоприятные для сна условия: проветрив комнату, расстелив постель, переодев ребенка, почитав с ним книжку. Можно включать спокойную классическую музыку, пока ваш малыш засыпает – это благоприятно действует на его психику.
3. Ребенку нельзя ставить ультиматум или позиционировать сон в качестве наказания. Если силком укладывать его в постель днем, угрожать определенными лишениями, дошкольник будет противиться еще больше. Тихий час превратиться в час мучений и для него, и для родителей.
4. Необходимо быть терпеливым и последовательным. Дошкольник не может «выключиться», лишь только коснувшись подушки. Психологи утверждают, что засыпает он в этом возрасте в течение 15-30 минут. То есть, это время он может крутиться, искать удобное положение, расслабляться. Родители же допускают две распространенные ошибки. Во-первых, если их чадо не уснуло мгновенно, считают, что спать он не хочет, сдаются и сами лишают его дневного сна. Во-вторых, нервничают и замечаниями «Улягся!», «Закрывай глаза!», «Ложись на бок!» и прочее сами оттягивают момент засыпания.
5. Тихий час у ребенка–дошкольника должен быть либо всегда, либо его не должно быть вовсе. Сегодня поспим, завтра нет — не пройдет. В этом возрасте ребенку все так же нужен режим, любые отступления от которого сбивают его «внутренние часы». Дневной сон является весьма важным моментом для ребёнка, посещающего детский сад, в котором режимные моменты – это основа психического и физического здоровья ребёнка. Получив долгожданную путёвку в дошкольное учреждение, постарайтесь приучить своего кроху спать.
Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.
Среди нарушений дневного сна у малышей чаще всего встречаются две основные проблемы:
1) Ребенок не желает спать днем, зато очень долго спит ночью, вплоть до обеда.
2) Слишком долго спит в дневное время, а потом «бродит» до полуночи.
Некоторые родители машут рукой на режим, полагая, что детский организм
«лучше знает свою норму». Это очень опрометчивое предположение,
поскольку, по мнению врачей, любые расстройства сна крайне негативно
отражаются на здоровье ребенка.
Не следует осуждать ребенка за то, что он не может долго уснуть, и тем более недопустимо применять по отношению к нему какие-либо дисциплинарные меры.
Нужно создавать благоприятные условия для полноценного сна детей. Свежий воздух является лучшим усыпляющим средством, поэтому сон детей должен проходить в хорошо проветриваемом помещении. Если позволяют условия, то в теплый период года можно организовать сон детей на воздухе. Одежда для сна детей должна быть свободной, сшитой из мягкой хлопчатобумажной ткани, желательно без карманов и с наименьшим количеством пуговиц. Важно постоянно обращать внимание на то, чтобы дети во время сна не переохлаждались и не перегревались. На качество сна существенно влияет и поза ребенка. Педиатры считают, что лучше всего засыпать на правом боку или на спине. При таком положении внутренние органы испытывают наименьшее давление массы тела. Хорошему качеству сна ребенка способствует и удобная кровать, соответствующая росту ребенка. Ложе ее должно иметь упругую поверхность, подушка должна быть небольшой 30С‡30 см
Процесс укладывания - наиболее сложный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания Необходимо учитывать особенности ребенка, доброжелательно и одновременно настойчиво побуждать его лечь и как можно скорее заснуть. Это одно из условий, способствующих выработке привычки спать днем. В этот период особенно важна спокойная обстановка, которая создаст общий положительный настрой ребенка перед сном, а тишина будет способствовать глубокому сну. Во время детского сна недопустимы громкие разговоры взрослых, шум.
Считается хорошим показателем, когда ребенок засыпает в теченииминут. Если же время засыпания затягивается до 35-40 и более минут, то длительность сна окажется недостаточной и не обеспечит восстановление дееспособности необходимой для активного бодрствования.