Дадаев Сергей
Консультация для родителей «Научите ребенка проигрывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Мамы знают, как сильно расстраиваются дети из-за собственных неудач. Вспомните хотя бы поощрительные призы для участников детских игр. Их вручают неспроста: малышу очень важно знать, что он все сделал хорошо и достоин награды. Только крошке могут подарить презент за 15-е место в соревнованиях на детском празднике, у взрослых людей потребности в «сувенире за участие» нет.
Порой из-за проигрыша ребенок расстраивается настолько сильно, что устраивает истерику. Его приходится долго успокаивать, отвлекать на что-то и переключать внимание. Такая яркая реакция нормальна! Если, конечно, он – дошкольник.
Публикация «Консультация для родителей „Научите ребенка проигрывать“» размещена в разделах
Дело не конкретно в вашем ребенке. Дело в возрасте. До 5–6 лет дети не способны адекватно проигрывать. Проигрыш вызывает у них сильную эмоциональную реакцию – слезы, крики, истерика, толкания.
Почему же так происходит? Все очень просто.
Дети 3-5 лет еще не способны отделать себя от деятельности. Если малыш «проиграл», то он считает себя «плохим». Каждому возрасту соответствует свой тип ведущей игры
В 3–4 года — это режиссёрская игра. Когда ребёнок создает собственный мир с помощью игрушек, зверей и действует от имени своих персонажей, но, не отождествляя себя с ними. Ребенок как бы над игрой.
В 4–5 лет – это образная игра. Ребенок примеряет на себя различные образы – животных, героев мультфильмов и книг.
В 5–6 лет – это сюжетно-ролевая коллективная игра, в которой дети примеряют социальные роли. Конечно дети и раньше начинают играть в сюжетно-ролевые игры, сначала с вами, потом с другими детьми (например в дестком саду). Сюжетно-ролевая игра помогает ребёнку научиться управлять своей ролью и отделать себя от нее. Это происходит постепенно, развивается с возрастом. И этому нужно помогать. Если малыш, проигрывает и начинает плакать, то возможно ему сначала нужно играть в игры, где важен сам процесс, а не результат.
Поэтому сюжетно-ролевые игры очень важны и для мальчишек, и для девчонок. Поэтому им так важно еще до школы чаще находиться в компании других малышей. И социализацией не нужно пренебрегать в том числе и по этой причине: мамы и папы находятся в другой «весовой категории», при игре с ними малыш не может научиться проигрывать правильно. Особенно учитывая то, что взрослые часто поддаются, чтобы увидеть счастливую детскую улыбку.
Как научить ребенка проигрывать : 7 правил
1. Позвольте ребенку получать негативный опыт и ошибаться (разумеется, если действия не угрожают здоровью и жизни). Не бойтесь произносить при малыше, что все люди ошибаются и на ошибках учатся. Проговаривайте, как можно было ошибку исправить или сделать что-то лучше.
2. Не требуйте от отпрыска всегда быть лучшим, первым, ведь любой провал сможет травмировать ребенка, а справляться с такими «ударами судьбы» малыш еще не умеет.
3. Найдите в малыше те качества, которые у него лучше всего проявляются, или занятия, в которых он наиболее успешен, и помогайте развивать их. Если крохе что-то делать не нравится, не тяните на аркане. Например, если малыш хорошо танцует, а с рисованием у него пока не выходит, пусть больше занимается хореографией и накапливает позитивный опыт. На такой «подушке» малышу будет комфортнее осваивать рисование.
4. Хвалите малыша, если он старался, - так у вас получится не лгать и воспитать в нем трудолюбие и упорство. Например, ребенок принес из детского сада рисунок, немного неаккуратный. Как быть? Похвалите за то, как малыш подобрал цвета, и заметьте: «Я знаю, что умеешь рисовать намного аккуратнее. И следующий рисунок у тебя будет и ярким, и аккуратным!» Такой подход куда лучше, чем «отращивать» у ребенка амбиции в любом случае быть первым и лучшим.
5. Ни в коем случае не иронизируйте над малышом и не шутите, даже если хотите перевести все в позитивное русло. Малыш не поймет ваш «ход конем», а подумает, что так потешаются над его «фиаско».
6. И конечно, не ругайте ребенка, если он запнулся во время утренника или ошибся в примере на открытом уроке, не похоже нарисовал лисичку и т. д. Для вас – это эмоциональный выхлоп, а для ранимого малыша – сродни трагедии.
7. Помогите ребенку научиться радоваться за победителя. Ведь он сам хочет, чтобы за него в случае победы радовались другие – и не только мама с папой. А играть потому и интересно, что никогда не знаешь, что будет первым, а кто – нет.