Галина Кукушкина
Консультация для родителей «О добрых дошкольниках, или Как помочь ребенку стать добрым»
▼ Скачать + Заказать документы
Бывают дети, которым доброта дается, казалось бы, от рождения. Уже в 3-4 года они отличаются от своих сверстников тем, что умеют заботиться о других, считаться с их интересами. Эти дети могут не выделяться среди своих сверстников умом или сообразительностью, особыми способностями, и все же они обладают прекрасным талантом понимать других. Этот талант заметен не сразу, и далеко не всегда взрослым удается увидеть его. Но все же бывают ситуации, в которых детская чуткость и доброта становятся очевидными. Вот одна из них, описанная Н. Б. Кедровой. Детям показывают картинку с изображением Деда Мороза, который держит два мешка с подарками: в первом только один подарок, а во втором много разных. Каждого ребенка спрашивают, какой мешок он попросит у Деда Мороза, и что он будет делать с подарками? В этой ситуации дошкольники ведут себя по-разному. Одни не раздумывая, выбирают большой мешок, где много подарков, и, конечно же оставляют его себе ведь им самим хочется иметь много игрушек, конфет, мандаринов. Никаких проблем о том, как и с кем поделиться, у этих детей не возникает. Другие дети понимают, что жадным быть плохо, что надо поделиться со сверстниками, но и себя обижать не хочется. Поэтому они выбирают мешок с одним подарком (только для себя, а тот, где много подарков, пусть берут остальные. Неважно, что кому достанется, главное, чтобы похвалили (так как я поделился) и в то же время взять свой (наверное, самый ценный) подарок.
Публикация «Консультация для родителей „О добрых дошкольниках, или Как помочь ребенку стать добрым“» размещена в разделах
И лишь очень немногие (но такие есть почти в каждой группе) совершенно искренне хотят сделать подарки другим детям. И не потому, что так правильно и за это похвалят, а потому, что другие дети будут рады подаркам. Маше нужно подарить куклу, а Васе машинку, а Сереже кубики. Каждый получит именно то, что любит. А то, что останется, можно взять себе.
Или еще одна ситуация. Один ребенок наблюдает за действиями другого, который, например, собирает картинки из кубиков, или осваивает ручную головоломку, или решает какую-либо другую задачу, где успехи и промахи совершенно очевидны. Как реагируют дети на удачи и неудачи сверстников? Опять же по-разному.
Одни вообще никак не реагируют. Им глубоко безразлично, что и как делают их сверстники. В самом деле, какое значение имеют действия другого? Правда, если у него в руках интересная игрушка и если понятно, что с ней надо делать, то эту игрушку нужно просто взять себе и поиграть самому. Такие дети обычно не замечают, что делают другие, и даже тех, кто играет с ними рядом. Спросишь ребенка, с кем он только что играл в кубики, а он не помнит. И не потому, что память плохая: просто не заметил, потому что это для него не важно. Ведь и мы не обращаем внимания на то, что нас не волнует и вообще не имеет к нам никакого отношения.
Другие дети, напротив, очень чутко реагируют на удачи и промахи партнера. Они внимательно наблюдают за его действиями и ясно, что это для них далеко не безразлично. Но их реакция имеет парадоксальный, на первый взгляд, характер: они искренне радуются, когда сверстник ошибается или испытывает трудности, и, наоборот, столь же искренне огорчаются, когда он успешно решает задачу. Эта реакция лишь кажется парадоксальной. На самом деле она совершенно понятна и встречается, увы, не так уж редко как у детей, так и у взрослых. Такое отношение к другим вытекает из простого человеческого желания самоутвердиться, ощутить и показать другим свое превосходство, свои достоинства. А как можно все это ощутить и показать? Только в сравнении с другими. Поэтому действия других, их удачи и неудачи чрезвычайно важны. Но важны «наоборот». Если партнер не может справиться с задачей, если у него не получается то, что у меня наверняка получится, значит, я лучше его и могу чувствовать себя спокойно и уверенно. Отсюда трудно скрываемые радость и облегчение. А вот если партнер успешно справляется с заданием, значит, он ничем не хуже, а может быть, и лучше меня. Перенести это трудно. Поэтому на лице ребенка (ведь дошкольники еще не умеют скрывать своих переживаний) написаны огорчение и разочарование.
Конечно, ребенок не рассуждает так про себя, а тем более вслух. Но его отношение к другому как к объекту сравнения с собой («чем хуже он, тем лучше я») бессознательно проявляется в его переживаниях и оценках действий другого. Такой ребенок прекрасно замечает все ошибки и промахи сверстников и обычно дает их действиям отрицательную оценку: «все неправильно», «не умеет», «делает не так». Оценивая себя, он, напротив, обращает внимание только на достижения: «Я все делал правильно»; «У меня все хорошо получилось», хотя эти оценки далеко не всегда отражают действительность.
И все же есть дети, которые уже в дошкольном возрасте умеют сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Они с интересом наблюдают за действиями сверстников, и если у партнера все получается удачно, для такого ребенка это не меньшая радость, чем если бы удача была у него самого.
3а рассмотренными типами поведения стоят три совершенно разных позиции ребенка по отношению к другим людям и к себе самому. И хотя речь идет о дошкольниках, эти позиции можно считать вполне сложившимися.
Первую из них можно назвать эгоистической. Она заключается в том, что ребенку совершенно безразличны другие дети. Его интересы сосредоточены в основном на предметах на игрушках, картинках, сладостях. Такому ребенку нетрудно толкнуть сверстника, допустить грубость и агрессивность. Рыдания и протесты обиженного ничего не значат. Поэтому, ребенок с эгоистической позицией, обычно ничего не знает о других детях в группе детского сада, он даже имена их не всегда помнит. Зато игрушки, которые они приносят, он замечает всегда.
Нет надобности говорить, что это очень опасная позиция, и прежде всего для других ведь такой ребенок может быть озлобленным, агрессивным, жестоким, особенно по отношению к тем, кто ему мешает. Но эгоистическая позиция вредит и самому ее обладателю. Это только кажется, что, думая лишь о себе и отнимая все блага у других, человек может быть счастливым. Ведь без признания, уважения и расположения других человек, даже самый эгоистичный, не может быть счастлив. А тот, кто не замечает вокруг себя никого, никогда не завоюет это уважение и расположение. Эгоистичных детей сверстники не любят. Они не хотят с ними играть, а тем более дружить это неинтересно и опасно. Такие дети оказываются в стороне от общих дел и в одиночестве. Рано или поздно они начинают это понимать, переживать, обвинять других, но от этого становятся еще агрессивнее и враждебнее и, конечно же, вызывают еще большую неприязнь. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребенка нарастают как снежный ком. Наверное, в дошкольном возрасте его еще можно остановить. Давайте задумаемся с вами над этим и приложим максимум усилий, что бы помочь детям научиться сопереживать другим, радоваться успехам других, любить. И не будем забывать, что говоря одно, а делая другое, мы не только не поможем, но и можем нанести вред. Вывод: начинаем с себя!