Светлана Воронцова
Консультация для родителей «Общаемся с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ»
Человек постоянно взаимодействует с другими людьми.
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями.
Общение «ребенок — родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему малыш приобретает опыт человеческих отношений, усваивает моральные нормы. Обогащение духовного мира дошкольника, постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера происходят в семье.
Публикация «Консультация для родителей „Общаемся с детьми“» размещена в разделах
Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ребенок может неделями находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.
Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями.
Общение «родители — ребенок» — это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, повороте головы, молчании. Вместе поразмышлять о прочитанной книге или просмотренной передаче важно для ребенка — в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмысливать полученные впечатления.
Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах. Совместные прогулки, поездки, походы в лес создают выгодные условия для общения с ребенком, обогащающие его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.
К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С ребенком разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими. Чтобы этого не случилось, каждый родитель должен позаботиться о состоянии души своего малыша. Ребенок обязательно должен знать, что его любят, о нем беспокоятся, что в любую трудную минуту жизни рядом с ним будет его мамочка, которая сможет понять его и разделить его беды и радости. Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия дошкольника. И если между ребенком и матерью возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение биографических данных известных людей показывают, что потребность в непосредственном общении ребенка с матерью сохраняется достаточно долго.
Так, например, С. В. Ковалевская, выдающийся математик, первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Академии наук, в своих воспоминаниях пишет: «Во мне рано развилось убеждение, что я нелюбимая, и это отразилось на всем моем характере. Иногда я испытывала желание приласкаться к маме, взобраться к ней на колени, но эти попытки как-то всегда оканчивались тем, что я по неловкости то сделаю маме больно, то разорву ей платье и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол.
Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки».
В результате отчужденности от матери развиваются чувства безотчетной тоски, страха и другие признаки большой нервности.
Выдающийся отечественный психолог JI. С. Выготский доказал, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития». Ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый — ребенок», из которой только постепенно он выделяется как самостоятельная единица. При этом общение со взрослым и специально организованная совместная деятельность являются основными источниками развития личности ребенка.
Решающими факторами формирования у ребенка полноценной психики служат те виды общения с ним взрослых, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Чуткие родители общаются с ребенком так, как если бы он был равноправным партнером по общению. Поэтому родители в процессе общения должны:
• обеспечить ребенку чувство психологической защищенности;
• вызвать у него доверие к миру;
• создать ощущение эмоционального благополучия;
• приложить усилия к развитию его индивидуальности.