Самотохина Марина Николаевна
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 2–3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Подготовила: Самотохина М. Н., воспитатель первой младшей группы
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития речи детей 2–3-х лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне.», «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешка из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.
Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей :
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, темпера- туру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2—4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»)
Грамматический строй речи
Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь
Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них; во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
К концу года дети могут
• Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).
• Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
• Ответить на понятный вопрос взрослого.
• Поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).
• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• Пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.
Приложение
Развивающие игрушки для детей от 2 лет.
1. Деревянные бусины для нанизывания на шнурок.
Супер-игрушка, состоящая из очень крупных бусин и шнурков с деревянными наконечниками! Тренирует моторику и координацию!
2. Разрезные овощи и/или фрукты.
Вариантов игры масса - и просто посидеть порезать продукты (тренировка ловкости и моторики, и использовать в ролевых играх (варим супы и компоты, делаем салаты) и проч. А благодаря родителям можно вникнуть в целый ряд математических понятий, ведь в этой игрушке все очень наглядно для усвоения "целого и части" (половинки, четвертинки и т. п., "хватает или лишнее" (н-р, хватает ли кусочков на всех кукол). Кроме того, все кусочки можно сравнить, посчитать, т. е. еще и счет потренировать!
3. Кубики "собери картинку".
Это игрушка нашего детства. Думаю у большинства из нас были подобные кубики.
Совершенствует внимание, память, развивает образное и логическое мышление. Если малышу понравится игрушка, то можно в последствии купить подобную с большим количеством кубиков - 6, 8, 12 и т. д.
4. Стучалка/забивалка.
Суть игры - забить молоточком в отверстие колышки, либо шарики.
Игра прекрасно развивает координацию, ловкость. Можно заодно и цвета подучить. В принципе эту игрушку можно покупать ребенку уже около 1,5 лет.
5. Гусеница
Помогает освоить правильный порядок и написание цифр.
6. Картонные пазлы фирмы Дрофа и мягкие пазлы фирмы Десятое Королевство.
Тренирует внимание и усидчивость :)
Картонные пазлы от Дрофы (из разных наборов) :
Серия пазлов "Для самых маленьких" (из 2-3 элементов)
Серия пазлов "Играй и собирай" (разные наборы с количеством элементов от 2 до 15 шт)
Мягкие пазлы:
7. Логический квадрат.
Тренирует моторику, координацию и логику!
Забавная игрушка. На каждой фигурке разное количество прорезей и находятся они в разном порядке. Каждую фигуру можно надеть лишь на один подходящий штырек. Штырьки, как мы видим, тоже разные.
9. Мозаика
Про развивающие свойства мозаики и так все знают - моторика, координация, творчество.
10 Деревянная игрушка Магнитная рыбалка
Увлекательная забава для детей - Магнитная рыбалка.
В комплекте вы найдете две удочки с магнитным концом, с помощью которых сможете поймать намагниченных рыбок.
Вкладыши с рыбками вложены в деревянный планшет. Рыбками можно играть и просто так, например, использовать их как трафарет для рисунков.
Игры про сказки для детей
Деревянные лабиринты развивающие
Задача малыша: Разместить персонажи по своим сюжетам
Что развиваем : Тут вам тренируется и ловкость рук, т. е. – та самая моторика, и сообразительность, и внимание. Ну и, — знание русских сказок, в данном случае. Да, помимо того, что персонажи следует разместить в правильные места, тут ещё и порядок важен. Потому что если с самого начала поселить в свой сюжет фигурку, близкую к входу-выходу, — остальным она будет мешать.
«В гостях у сказки». Ещё одна игра про сказки
с использованием магнитной доски
И ещё одна настольная игра на знание сюжетов и героев сказки.
Хорошая игра! Ребенок подолгу сидит и распределяет персонажи и рассказывает сказку.
Да, теоретически, в эту игру можно играть на холодильнике. Там так написано. Мы не пробовали.
Имеется: Коробка основание с чем-то металлическим внутри, сменные поля-магниты с сюжетом сказки, магнитные герои разных сказок.
Задача малыша: теоретически – расположить соответствующих героев сказки по своим местам в сюжете. Прилагается даже картинка. Но, думаю, это вовсе не обязательно. Можно и поиграть.
А можно попросить малыша рассказать вам сказку.
11. Деревянные конструкторы для малышей
Конструктор «Сказки» — Репка
Деревянный конструктор для малышей 2 лет
Бывают они разные, но в одном наборе, к сожалению, — сказка одна.
Тем не менее – конструктор этот пользуется большой популярность, несмотря на свою незамысловатость.
Что имеется: Деревянные фигурки персонажей сказки и окружающих декораций. В нашем случае с репкой – у всех персонажей имеются липучки для того, чтобы прилепиться друг к другу и вытянуть репку. Репка собирается их трех частей (третья — подставка). Домик из семи частей.
Задача малыша: расставить персонажей и антураж согласно его представлению о сказке, ну и, — об окружающем мире
А вообще – в этом разделе очень много интересных конструкторов такого типа, как наша репка и такого, как наш самолёт, о котором, пожалуй расскажем далее.
12. Деревянный конструктор для детей 3 лет
Логическая игра для малыша «Самолёт»
На взгляд взрослого — всё просто, не правда ли? Малыш же иного мнения. Здесь мало того, что необходимо попасть всеми дырочками детальки на нужные штырьки, так ещё и понять — в каком порядке и какой стороной эти детальки применить.
Для малыша это серьёзная логическая игра, требующая внимательности и сосредоточения.
Что имеется: Подставка на колёсиках со штырьками, картинка, на которой изображён правильно собранный самолёт, деревянные разноцветные детальки с дырочками
Задача малыша: Расположить детальки на штырьках так, чтобы получился самолёт
Что развиваем : внимание, усидчивость, сообразительность, логику, мелкую моторику
13. Игры на сопоставление
Игра на сообразительность и внимание
Мини-пазл «Семья»
Хорошая игра. Это такая маленькая коробочка с карточками-картинками. Имеется: Карточки с изображением детёнышей, мам и пап. Тут у нас имеется человеческая семья в одном экземпляре, и звери-птицы всякие. Есть домашние, а есть и дикие.
Задача малыша: Собрать все семьи, изображенные на карточках.
У каждой карточки есть соединительная выпуклость и прорезь, подходящие только к карточкам родственникам. Т. е. маме-кошке усыновить львёнка не удастся без применения грубой физической силы.
Что развиваем : моторику, внимание, знания окружающего мира, сообразительность
14. Как научиться считать? Домино «Цифры»
Игра на обучение счёту малышей
Также игра на сопоставление.
Играем в неё часто. И тут уже без активного участия мамы у нас не обходится.
А заодно и учимся считать.
Имеется: Десять крупных деревянных карточек, разделённые на две части. Каждая карточка, также как и в игре «Семья», разделена определённым выпуклостью и выемкой. Сверху у каждой карточки – картинка, изображающая определённое количество предметов, снизу – соответствующая цифра.
Задача малыша: Подобрать к частям с картинкой соответствующую цифру. Ну и – обучиться счёту заодно.
Что развиваем : учимся считать с малышами, внимание, и сопоставление у нас здесь имеется.
15. Магнитные игры для малышей
Деревянная кукла с одеждой на магнитах
Магнитная кукла, магнитная одежда. Требуется лялю нарядить. Ну а дальше, это уж чего фантазия пожелает.
Что развиваем : моторику, фантазию, решаем задачи на сопоставление, расширяем свои познания окружающего мира
16. Магнитный конструктор
Из всех, что нам встретилось – самый интересный и самый магнитный (часто бывает так, что конструктор не очень хорошо магнитится и постройка разваливается, но и — самый дорой. Вот потому и купили самый маленький – попробовать.
А вообще из больших наборов можно творить и чудо-фигуры и машины и космические корабли…
Тут детали очень хорошо друг к другу примагничиваются. И — прекрасно отмагничиваются. Более того – из этого количества деталей можно сделать развёртку домика, взмахнуть ей и оставшиеся края сами примагнитятся до окончательного получения домика.
Что развиваем : моторику, фантазию, память
17. Шнуровки Про шнуровки можем ещё рассказать следующее – есть ещё и вот такой вариант
Набор для нанизывания
Выполнен он из картона,— компактен и дёшев.
Что имеем:
Шнурочки, картинку-основу грибочек и божью коровку, детальки с дырочками для пришнуровывания
Задача малыша: украсить грибок и божью коровку при помощи деталек и шнурков
18. Игры на сравнение
Деревянные грибочки на поляне
Наверное, все игры, которые здесь перечислены можно в какой-то мере считать играми на сравнение.
Но игра, деревянные грибочки на поляне, пожалуй, самая аутентичная этому определению.
Вот она
Чем можно заняться с малышом 2 – 3 лет, имея перед собой такие вот грибочки?
На первый взгляд кажется, — особо и нечем. Как бы ни так! Их можно считать, сортировать, ранжировать, сравнивать, различать с ними цвета да и просто – собирать в лесу!
Что имеем: Деревянная подставка с деревянными штырьками и деревянные грибочки с выемками под штырьки на ножке
Задача малыша: распределить грибы, например, по цвету, или размеру, или картинке на шляпке, посчитать грибки, ну или просто – поиграть в них
Что развиваем : моторику, фантазию, изучаем цвета, способность к сравнению, изучаем
ФОТО ИГР И ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 – х ЛЕТ